а находил их.
74—76. Игры пажей. 1951. Литографии. 32×42,5; 35×44 (75—76)«Игры пажей» представляют довольно большую серию литографий. В них проявляется еще одна черта многогранного дарования Пикассо — его склонность к шутке, пародии, юмору. Суровую романтику средневекового рыцарства он низводит до уровня веселого зрелища, превращая рыцаря на боевом коне в подобие сооружения из консервных банок. Пикассо подчеркивает ироническое отношение веселых пажей к нелепой напыщенности фигуры сеньора. От листа к листу эта тема варьируется. Часто Пикассо, доведя изображение на литографском камне до определенного состояния, получает с него несколько оттисков, а потом продолжает работать над тем же камнем, разрабатывая отдельные детали, вводя новые и на каждой стадии делая все новые отпечатки. Вот почему каждый такой лист следует рассматривать не как промежуточную стадию работы над темой, а как самостоятельное законченное произведение. Так, на одной литографии (илл. 75) обобщенная трактовка форм и бархатисто-черный цвет придают образу характер какой-то почти зловещей торжественности. В следующий лист (илл. 76) художник вводит множество дополнительных деталей, сводя их к подобию ювелирного украшения. В сочетании с коричневатым и розовым цветом это создает ощущение необычайного богатства и красоты изображенного зрелища. 178
|