а находил их.
97—103. Рисунки из цикла «Человеческая комедия». 1953—19541954 год был чрезвычайно плодотворным для графики Пикассо: он создает серию больших литографий (илл. 92—95) и цикл из 180 рисунков в разных техниках, манерах, который получил название «Человеческой комедии» и по праву считается шедевром графического мастерства Пикассо. Эти рисунки были созданы художником в период с 28 ноября 1953 года по 3 февраля 1954 года. Построение этого цикла в целом крайне сложно. В качестве лейтмотивов в нем проходят старые темы Пикассо: тема цирка, странствующих актеров, художника и модели, модели и зрителя и т. д. Однако здесь они даются в иной трактовке и раскрывают иные аспекты содержания. Так, художник изображается здесь то в виде старца, застывшего в немом восхищении перед прекрасной моделью, то в виде маститого академика, скрупулезно и тупо переносящего на бумагу формы обнаженной натуры, то в образе растрепанной девицы, трансформирующей натуру в хаос абстрактных линий, то даже в виде обезьяны. Тема цирка преображается в веселое зрелище, исполненное мягкого юмора и по-юношески светлой радости. Пикассо ввел в серию и новые темы. Так, в большом количестве рисунков варьируется мотив прекрасной обнаженной в окружении странных эльфов, забавных карликов, животных. Беспрерывно меняя свой облик, скрывая свои лики за странными масками, меняясь местами, эти существа кажутся воплощением идеи беспрерывного обновления жизни.
|