(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

«Пикассо перед телевизором» в музее Женевы

11 октября в женевском музее искусства и истории стартовала выставка «Пикассо перед телевизором» (PICASSO DEVANT LA TÉLÉ), на которой представлены гравюры художника, сюжеты для которых он черпал из известных в то время кинофильмов и телепередач. Экспозиция проводится в сотрудничестве с Центром современного искусства Дижона и продлится до 15 декабря этого года.

Пабло Пикассо находил источники прекрасного во всем: свои оригинальные художественные творения он писал подчас не только с натуры, прообразами служили и газетные полосы, и книги, и рекламные щиты, и кадры из кинофильмов. Выставка, открывшаяся в кабинете графических искусств женевского музея искусства и истории, посвящена наименее известному источнику вдохновения испанского художника: телевидению.

В залах музея представлена серия гравюр, выполненных с 1966 по 1970 годы. В этот период художник уже немолод — ему перевалило за 80 — и все же он очень упорно и плодотворно работает. В его годы люди, как правило, все больше времени проводят перед экраном телевизора. Стоит отметить, что в ту эпоху телевидение делало лишь первые шаги и считалось новизной. Телевизионщикам было дело до всего: они охотно показывают самые разнообразные сюжеты, от культуры до политики и новостей. В 60-е годы на телеэкранах часто идут исторические фильмы, транслируют передачи, посвященные искусству, науке и технике.

Вместе со своей второй женой Жаклин Рок Пабло частенько смотрит по вечерам телевизор. Особенно им нравятся старые фильмы: исторические киноленты, драмы, комедии. Всего с марта по октябрь 1968 года супруги пересмотрели на своей роскошной вилле на юге Франции 150 фильмов по трем доступным им каналам (1-й и 2-й каналы французского телевидения и телевидение Монте-Карло). Кроме этого Пабло Пикассо с интересом смотрел спортивные передачи и цирковые представления. Борьбой и цирком он увлекался в молодости, и эти темы нередко появляются на его полотнах. И наконец, теленовости. На события мая 1968 года Пикассо отреагировал неожиданным образом: нарисовал «Карикатуру генерала де Голля с двумя женщинами». Художник чувствовал, что герой Франции и ее освободитель Шарль де Голль отстал от времени, его правительство оперирует отжившими методами, и это неизбежно приведет к столкновению с молодым поколением.

Влияние телевидения на Пикассо было огромно: в его творчестве обозначился новый период, бурный расцвет, он с увлечением рисует индийцев, воинов, одалисок — с его гравюр встает яркий и увлекательный мир киноискусства. Это словно застывшие кадры любимых картин, обретающих новую жизнь под пытливым пером стареющего, но все еще юного душой испанца. Вместо стремительно изменяющегося, живого и яркого изображения, какое мы видим на телеэкране, рука Пикассо выводит несколько абстрактные и минималистские рисунки, подчас он стремится показать свое видение застывшего кадра: подчеркнуть черно-белое изображение, уменьшить масштаб или количество персонажей. Телевидение кардинальным образом повлияло и на тематику рисунков, и на манеру письма художника. Пикассо увлекало в телевидении сам принцип съемки: камера проникает в самые потаенные уголки, снимает исподтишка то, что хочет показать. При передаче на гравюре телесюжетов Пикассо увлекся принципом «Увидеть, оставшись самому невидимым». Второе, что заинтересовало художника: стыдливость телевидения тех лет. В цирке, например, старались максимально скрыть женские красоты, Пикассо забавлялся тем, что выставлял напоказ то, что было скрыто от глаз телезрителей.

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика