а находил их.
США и Израиль требуют от Германии вернуть награбленное во время войны имуществоСША и Израиль предложили Германии изменить законодательство, которое охраняет владельцев произведений искусства отобранных у прежних владельцев во время военных действий. К этому соглашению, возможно, присоединится и Польша. Исходной точкой данной инициативы стала коллекция Корнелиуса Гурлитта, отец которого во времена Третьего рейха был арт-дилером. В его мюнхенской квартире в феврале 2012 года (по некоторым данным весной 2011 года) полиция Германии обнаружила собрание из 1,4 тысяч полотен известных художников, конфискованных нацистами в 1930-е годы и считавшихся утерянными. В их числе работы Пабло Пикассо, Марка Шагала, Анри Матисса, Эмиля Нольде и Пауля Клее. Информация о деле скрывалась властями до той поры, пока еженедельник «Focus» не раскопал ее. Не смотря на то, что фотографии некоторых произведений под давлением общественности публиковались и ранее, бывшим владельцам возвращать их не предполагалось. «Германия разыгрывает фарс по отношению к международным нормам по возвращению произведений искусства, которые сама обязалась соблюдать, — заявил уполномоченный Государственного департамента США по делам Холокоста Стюарт Эйзенштат. — Если конвенция по возврату ценностей противоречит немецкому законодательству, то зачем нужно было ее подписывать?» Согласно немецкому законодательству, покупатель, не знающий о криминальном происхождении украденного произведения искусства, через десять лет получает полное право обладания. На практике это означает, что обкраденный владелец не может получить свою собственность назад. В случае, если покупателю все же было известно о происхождении покупки, она может безвозмездно изъята в пользу прежнего владельца в течении 30 лет с момента покупки. «Такой закон восходит еще к нормам римского права. Он был принят специально для блокирования реституции произведений искусства потомкам жертв Холокоста и де факто имеет такой эффект, — комментирует ситуацию Клаудиа фон Селле, адвокат из Берлина специализирующаяся на возврате утраченных во время войны ценностей. Реституцию блокируют также государственные музеи. Одним из таких является известная Пинакотека в Мюнхене, которая отказалась вести переговоры с потомками прежних владельцев о возврате утраченных произведений, если у них нет формальных доказательств правообладания. Учитывая, что при конфискации во время войны получить такие документы было трудно, а то и невозможно, такие доказательства представляются крайне редко.
|