а находил их.
Скончавшийся владелец «мюнхенского клада» завещал все картины научному институтуСкончавшийся в Мюнхене коллекционер Корнелиус Гурлитт, в квартире которого были обнаружены больше тысячи картин художников-модернистов, завещал свои полотна иностранному институту по изучению вопросов культуры. Об этом сообщает немецкая газета Süddeutsche Zeitung. По данным издания, коллекционер составил завещание еще несколько месяцев назад, находясь на лечении в больнице. Его представитель Штефан Хольцингер подтвердил, что Гурлитт некоторое время назад ходил к нотариусу, чтобы заверить документ. Никаких других подробностей о дальнейшей судьбе «мюнхенской находки» на данный момент неизвестно. «Я понимаю, что сейчас много спекуляций на эту тему, но я воздержусь от комментариев», — заявил Хольцингер. Речь идет о грандиозной находке порядка 1,4 тыс. полотен художников (121 обрамленные картины и 1285 картин без рамки). Среди картин — работы Пабло Пикассо, Марка Шагала, Пьера Огюста Ренуара, Анри Матисса, Эмиля Нольде, Пауля Клее. По оценкам экспертов, их общая стоимость достигала 1 млрд евро. Обнаружены они были в квартире Гурлитта еще в феврале 2012 года (по некоторым данным весной 2011), однако достоянием общественности эта история стала лишь в ноябре прошлого года. Модернизм во времена Третьего рейха считался «дегенеративным» направлением в искусстве, противоречащим германской идее. После прихода к власти в 1933 году национал-социалисты изъяли произведения модернистов из музеев. Некоторые частные коллекционеры спешили избавиться от них и продавали полотна по сниженной цене, так как в конце концов их все равно конфисковывали. Так они попали к коллекционеру Гильдебранду Гурлитту, а уже потом к его сыну Корнелиусу. Когда стало известно о находке, от наследников прежних владельцев картин начали поступать запросы с требованием вернуть им объекты искусства. Однако Гурлитт наотрез отказывался расставаться со своими картинами. В начале апреля коллекционер все же согласился вернуть те полотна, на которые поступят запросы. Однако специальной рабочей группе еще предстояло определить, какие именно картины из коллекции были в свое время изъяты национал-социалистами. На данном этапе известно примерно о 500. Предполагалось, что все остальное останется во владении Гурлитта. Хольцингер в этой связи указал, что вклад последнего хозяина «мюнхенской коллекции» в решение вопроса о трофейном искусстве «даже еще больше, чем вклад германского государства».
|