(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
Новости
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

«Трагедия» (La Tragédie) (1903)

Название, англ.: The Tragedy.
Оригинальное название: La buveuse d'absinthe.
Год окончания: 1901.
Размеры: 1,053 × 690 см.
Техника: Дерево, масло.
Местонахождение: Вашингтон, Национальная художественная галерея

Перед нашим взором предстает еще одна работа «голубого» периода Пикассо — «Трагедия». Самоубийство близкого друга Карлоса Касагемаса, ощущение отчужденности и одиночества, несчастье, бедность, голод — все это нашло отражение в его творчестве. Истощенные, босые, бедно одетые персонажи картины — являются тем выражением физических лишений, которые перенес сам Пикассо, когда он изо всех сил пытался утвердиться как художник. В дополнение ко всему, работа выражает его психологическое страдание во время скитаний по Парижу. Картины Пикассо не имели особого успеха, он жил у друзей в ужасных условиях. И в итоге был вынужден вернулся в Барселону, где пользовался поддержкой родителей. Считается, что именно картина «Трагедия» раскрывает все эмоциональное состояние художника в те годы и нищета, которая стала ее сюжетом, была сущностью его собственной жизни.

«Трагедия» была написана в Барселоне в 1903 году. Пикассо убирает из композиции все лишнее и оставляет только то, что способствует раскрытию авторского замысла, передаче эмоционального состояния. В этой работе художник показывает сопереживание трагической жизни низших слоев общества. На картине изображены изнеможенные скорбью и страданием люди. Их движения замедлены, словно дают возможность вслушаться в себя. Они изгои, стоят на краю моря, олицетворяют потерю, тоску и одиночество. Синий цвет в этой картине создает своеобразное настроение.

На берегу стоят трое. Синее море, небо, темный песок... Даже их кожа и загибающиеся пальцы на ногах оттеняются синим. Задний план картины изображен в таких же тональностях, и без особых деталей. Фигуры обращены друг к другу, но их удрученные взгляды не пересекаются. Создается впечатление, что эти люди отстраненны, и только страдание объединяет их. Но картина не отражает причины их трагедии. Пикассо оставляет нас одних для размышления о том, какие события привели к столь трагичному состоянию персонажей картины. Основное внимание акцентируется на людях, нет ничего лишнего, только море, небо и их эмоции, их боль. Язык телодвижений говорит нам о стрессе и депрессии, которую они в себе несут. Расстояние между персонажами и их опущенные глаза показывают неспособность утешить друг друга. Женщина окутана в синее одеяние. Она стоит спиной, но ее лицо с легким наклоном обращено к зрителю. Выглядит обеспокоенной, мы видим ее с закрытыми глазами и опущенной головой. Перед ней мужчина. Седые волосы и растрепанная борода выдают его возраст. Руки скрещены, тело изогнуто. Голова также наклонена вниз, глаза закрыты. Одет в синие ободранные и порванные лохмотья, соответствующие его окружению. Справа стоит маленький мальчик, который касается его ноги, держится за нее. В отличие от других, глаза мальчика открыты, голова не опущена, а скорее смотрит вперед. Он тоже имеет пряди седых волос. Ребенок кладет руку на ногу мужчины и умоляюще смотрит в сторону женщины. Он в силу своего жизненного опыта не может до конца понять всю глубину этой самой трагедии. Ребенок пытается найти объяснения, но у них нет ничего, что можно было бы предложить ему и это чувство бессилия только увеличивает их собственные страдание. Жест рукой может быть прочитан как выражение симпатии и любви, либо как попытка привлечь и получить внимание. Такое впечатление, будто они должны что то друг другу сказать, но не могут, и они в этом каются. Им чего то не хватает. Между ними есть пространство, но они не знают чем его заполнить. И именно наше понимание и представление действия является решающим в этой картине.

Отдельное значение в этой живописи имеют ноги. У каждого героя отчетливо видна босая нога, стоящая на берегу. Левая конечность мужчины как бы обрезана и скрыта позади мальчика. В свою очередь правая нога ребенка нарисована блеклыми красками и кажется будто она призрачная, к тому же ее полностью не видно — конец скрывается за штаниной. Правая стопа женщины повернута несколько странно в сторону или даже выступает за плечо, как бы указывая на что то вне картины. Такой поворот ноги является движением к зрителю — объятие, открывающее себя для нас, обращение. Беседа ног обеспечивает контраст в неуклюжем столкновении их владельцев.

Тело и одежда людей являются единственной детальной частью в картине. Это было сделано, чтобы подтолкнуть зрителя к пониманию всей важности человеческих эмоций. Они стоят без обуви, их одежда темного цвета, можно предположить, что она мокрая, а скрюченные тела говорят о том как им холодно. Пикассо в основном использует линию и цвет, чтобы подчеркнуть визуальный элемент «Трагедии». Цветовая гамма «голубого» периода отражает депрессию его собственной жизни и это в свою очередь проявляется в его работах, а особенно в этой. Линии здесь в основном вертикальные. Большинство из них подчеркивают самых персонажей. Одна сильная горизонтальная черта отделяет небеса от моря. Она помогает уравновесить картину, где в основном преобладают вертикальные линии. Пикассо создает видимость движения там, где вода соприкасается с берегом, он использовал несколько плавных белых мазков, что бы это передать, в то время как океан и небо остаются в спокойном состоянии. Картина не совсем симметрична. Женщина стоит на одной стороне сцены, а мальчик и мужчина на другой. Пикассо проделал большую работу по сбалансированию цвета и линий. Размеры фигур по отношению к морю и небу выглядят не очень пропорционально. Они кажутся слишком большими для картины. Этот факт говорит о том, что в центре внимания именно эти люди и их чувства. Интрига состоит в том, что Пикассо вылил свою печаль, не использовав ни единого слова.

Когда «Трагедия» была на экспертизе, то при помощи рентгеновских лучей было установлено, что под слоем краски есть другая картина. Также выявлены факты о присутствии надписей и карикатур на дереве благодаря исследованиям инфракрасной рефлектографией. Эти карикатуры были вытянутой формы и довольно похожи на рисунки Пикассо в альбомах 1899 года. Это говорит о том, что дерево, на котором потом была написана «Трагедия», пролежало в мастерской около 4 лет. Исследования показали, что материал был использован как минимум 4 раза. Многие художники используют старые холсты и материалы из-за нехватки средств, либо если были не удовлетворены своей работой. Они, как правило, очищали поверхность от краски и начинали все сначала. Однако Пикассо не делал этого. Старая работа служила ему вдохновением на создания новой. Поэтому зачастую он писал картину поверх другой.

«Трагедия» — живопись отчаяния и бездомности людей лишенных удачи в жизни, несчастье всей семьи и судьбы каждого. Этой картиной Пикассо показывает то, что жизнь может измениться в мгновение ока. Нищета — невидимая преграда, стоящая между отцом, сыном и матерью, скорее всего она и виновата в разладе. В картине передается высшая степень разобщенности и отчуждения, которые способны сделать чужими даже близких людей. Им одиноко, но они не смотрят в лицо друг другу. Им зябко, но они кутаются в одежды, согревая каждый сам себя. Они не просят утешения. А стоит, всего лишь как ребенок, протянуть руку. Иногда достаточно просто посмотреть вокруг себя и убедиться, что наша жизнь проходит здесь, сейчас, в этом месте и в это время.

Сейчас картина находится в Национальной художественной галерее города Вашингтон США.

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

 
© 2017 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика