(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

«Жизнь» (La Vie) (1903)

Название, англ.: Life.
Оригинальное название: La Vie.
Год окончания: 1903.
Размеры: 196,50 × 129,20 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение: Кливленд, художественный музей.

В 1901 году произошло самоубийство близкого друга Пикассо Карлоса Касагемаса из-за безответной любви к Жермен Гаргалло. После этого художник впадает в депрессию и пишет меланхоличные картины «голубого» периода. Начиная с осени 1901 года он написал несколько посмертных портретов Касагемаса.

В результате все это привело к мрачной аллегорической картине «Жизнь» (La Vie) 1903 года. Эта работа считается шедевром «голубого» периода Пикассо и наиболее важной работой этих лет. Для картины характерна неестественная композиция, зажатое пространство, скованные телодвижения и голубая тональность. Она поражает своей холодностью. Возникает ощущение одиночества и пустоты. Голубой цвет отлично это передает.

На момент написания картины «Жизнь» Пикассо исполнилось 22 года, он был беден, жизнь шла тяжело из-за финансовых проблем. Это оставило заметный отпечаток в его настроении. И как результат — свое отражение в картине нашла тема человеческих страданий, лишений, болезни, смерти и апогей социальной отчужденности. Работа была истолкована по разному — как аллегория сакральной и профальной любви, столкновение любви чувственной и материнской, тему страха перед будущим и опасностями реальной жизни, которую демонстрирует молодая пара, некое символическое представление жизненного цикла, который сопровождается неизбежными страданиями. Мастер использует прием «картина в картине».

На одном из предваряющих «Жизнь» рисунков (цв. каранд., 1902 год), а их было именно четыре, первоначально изображается сам Пикассо, он стоит между голой женщиной и холстом, покоившемся на мольберте. Этот рисунок также называется «Адам и Ева». Некоторые эскизы показывают еще и художника, вошедшего в студию — две версии подготовительных рисунков 1903 года (перо, черн.). Пикассо и здесь опять действующее лицо, в первой версии (быстрый набросок) обнаженные мужчина и женщина находятся в мастерской живописца, рядом — мольберт и едва намеченная фигура художника. Мужчина легким предостерегающим жестом одной руки как бы зовет художника прислушаться, указывая другой рукой на небо. Своеобразное memento mori в память об умершем Касагемасе. Экспериментируя, Пикассо наделял героя будущей картины сходством то с умершим другом, то с самим собой. Во второй версии рисунка это сходство еще более подчеркнуто. Фигура художника позже будет заменена на женщину в темном одеянии с ребенком.

В итоге картина была написана очень быстро, буквально за пару дней. Не смотря на это, художник задвинул ее в дальний угол мастерской и старался никому не показывать. Он, почему то невзлюбил ее. Даже при всем его самомнении она казалась ему несовершенной и нереалистичной. При исследовании этой работы рентгеновскими лучами было обнаружено, что человек слева является автопортретом самого Пикассо, как и на подготовительных рисунках. Тем не менее, в какой-то момент мастер решил заменить свой облик на лицо покойного друга Карлоса Касагемаса. Так же эти лучи показывают очень странную сцену — на фоне женщины в центре есть изображение некоего существа с телом человека, головой птицы и крыльями, которое летит над обнаженной женщиной, лежащей на земле. Даже невооруженным взглядом видно, что в этом месте на картине есть наплыв изображений, но разглядеть что-то конкретное очень сложно. Но, все таки, кое-что там имеется. Смысл этой сцены остается предметом значительных спекуляций и дискуссий.

Не взирая на все передовые эскизы внешний облик картины «Жизнь» является таковым: в синем сумраке стоят, прижавшись друг к другу, мужчина (с лицом Касагемаса) и печально поникшая женщина (предположительно ею является сама Жермен Гаргалло). Она в свою очередь пытается как бы спрятаться за плечом спутника. Эта пара воспринимаются как представители рода человеческого вне времени и пространства. Справа — суровая и также печальная фигура уже немолодой матери с ребенком на руках. Она является образом матери Пикассо. Легким отстраняющим жестом мужчина как бы предупреждает ее приближение. В этом проявляется тема страха перед будущим. На заднем плане — пара, но женщина поглощена не своим спутником, а все тем же мужчиной. Возможно, он был ее прошлым, а может, она станет его будущим, еще одной жертвой, вознесенной на алтарь искусства. На торце — изображение согбенной фигуры, покоившейся в унылом одиночестве. Ее образ наполнен болью и жизненными страданиями. Синий полумрак скрадывает детали, размывает предметы. Фигуры, намеченные практически без использования каких-либо броских приемов, обрисованы на скудном фоне, и их объемность напоминает объемность средневековых барельефов.

Жизнь и смерть, молодость и старость, любовь и одиночество — Пикассо пытается найти лаконичную и емкую форму для выражения невеселой истины о перипетиях земной судьбы человека. «Жизнь» стала заключительным работой «голубого» периода, и ее яркие фигуры, окруженные почти подводной голубизной, могут быть истолкованы как собрание основных тем, характерных для него. Пикассо показывает всю сложность и разнообразие человеческих отношений. Желание подчинить гармонию цветовой гаммы картины подчеркивает духовную сторону сложной графической символики. «Искусство является порождением печали и боли» — говорил Пикассо своему другу Сабартесу.

Сейчас картина «Жизнь» находится в Музее искусств города Кливленда в штате Огайо США. Это один из самых известных музеев в стране, который посещают около 500.000 человек в год.

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика