а находил их.
Деймон ХиллДеймон Хилл родился 17 сентября 1960 года в Лондоне в семье чемпиона мира «Формулы-1» Грема Хилла. Возможно судьба сына такой семьи была предопределена с детства, поскольку большую часть года Грем проводил на трассах, куда вместе с ним путешествовала и его семья. Так что Деймон и две его сестры — Саманта и Бриджитт действительно выросли под рев моторов. В пять лет он уже сидел за рулем, но в противоположность отцу мальчика тянуло к мотоциклам. И отец, за хорошую учебу подарил Деймону мотоцикл «Honda» с двигателем в 50 куб.см. Так что будучи школьником Деймон уже участвовал в соревнованиях. Впрочем мать не поддерживала отца, она всегда считала, что на машинах гоняться гораздо безопаснее, но сын настоял на своем. Отец погиб, когда Деймону было 15 лет. Пилотируемый им самолет не был застрахован и семейству Хиллов был предъявлен огромный счет от родственников погибшего Тони Брикса и других пассажиров. Деймон и две его сестры были вынуждены покинуть частную школу и переехать. Весь гоночный мир сочувствовал Хиллам, которые потеряли главу семейства и были вынуждены платить по счетам. А единственный оставшийся в семье мужчина — Деймон проводил все свободное время за рулем гоночного мотоцикла и играл на гитаре в рок группе «Секс, Гитлер и гормоны». В 18 лет Хилл устроился посыльным в одну из контор южного Лондона, не забывая участвовать в состязаниях по «Триалу» и кольцевым автогонкам. В 1981 году он встретил свою будущую жену — Джорджию. Эдди Джордан назвал женитьбу Деймона «самой большой победой Хилла-младшего». 1984-й год стал для карьеры Деймона переломным. Несмотря на победу в английской серии мотогонок на «Yamaha TZ350» он поступил на учебу в гоночную школу и уже в августе одержал свою первую победу за рулем «Формулы-Форд-1600». В 1985 году он одержал шесть побед, занял пятое место в серии «Таунсенд Торенсен», третье в другом британском первенстве «Формулы Форд-1600», ЭССО, и финишировал третьим в фестивале «Формулы «Форд». А в октябре попал на «Гран-при Европы» в Брандс-Хэтч, где стал свидетелем победы Найджела Мэнселла. Для того, чтобы участвовать в гонках необходимы были деньги, и немалые. Помогло громкое имя отца и старые друзья семьи. К примеру, Джордж Харрисон, один из членов знаменитой «ливерпульской четверки», а ныне миллионер и совладелец крупнейшей фирмы звукозаписи. Экс-«Биттлз» неизменно болел за младшего Хилла и в свободные дни обязательно приезжал посмотреть на его старты в «Формуле-3», как потом и на Гран-при. Денег хватило на три сезона. Звезд с неба Деймон не хватал, но с каждым годом постепенно поднимался все выше в гоночной иерархии — девятое, пятое, третье место в британской «Формуле-«3. Четыре победы, четыре «поул-позишн». В конце 1988 года Деймон проехал две гонки «Формулы-3000». А потом кончились деньги. Следующий год Хилл вообще старался стереть из памяти. У него не было надежной работы, не было средств начать какое-нибудь дело, не было результатов в том виде деятельности, который он себе избрал. Зато была семья, которую надо было кормить — в июле Джорджия родила первенца, Оливера. А в гонках не получалось ничего. Деймон стартовал на одном из этапов английского чемпионата формулы 3000 — третий, ВТСС — четвертый, в Ле-Мане на «Порше-962» — сход. И наконец, получил место в дышащей на ладан команде «Футуорк» европейской ФЗООО — шесть гонок, ни одного очка. Но вскоре спортивные результаты вовсе перестали волновать Хилла. Врачи сказали, что его сын неизлечим — болезнь Дауна. Гонки вдруг стали для него необходимы, как наркотик. В 1990 году вместе с другим великовозрастным сыном чемпиона мира Гэри Брэбхэмом, Деймон попал в сильную команду «Миддлбридж». И трижды стартуя с первого места, лидируя в пяти гонках, набрал за весь сезон всего шесть очков. В следующем сезоне дела шли не лучше. Но в середине 91-го, ему здорово повезло: Марк Бланделл, в то время водитель — испытатель «Вильямса», принял предложение «Макларен» и место в одной из лучших команд «Формулы -1» неожиданно предложили Хиллу. Наконец-то жизнь вошла в спокойную, размеренную колею. Он зарабатывал хорошие деньги и мог не задумываться о результатах. Весной 1992 года его пригласили в команду «Бребхем», участника чемпионата «Формулы-1». Пять гонок подряд — в Сан-Марино, Монако, Канаде, Мексике и Франции он не смог пройти квалификацию, а в Сильверстоуне пришел 16-м. Джорджия родила ему еще одного сына — Джошуа и он был абсолютно здоров. «Черные и белые полосы распределены в жизни поровну, — сказал тогда жене Деймон. — Похоже, у нас с тобой начинается белая». Он и не подозревал, насколько белая! Когда в сентябре Фрэнк Вильямс объявил, что пилотами его команды в сезоне-93 будут Ален Прост и Деймон Хилл, вся «Формула-1» буквально всколыхнулась. За что такое счастье новичку!? В самом деле, рядом с самым успешным за всю историю пилотом будет выступать гонщик, который не только не выиграл ни одного чемпионата, но и вообще четыре года не побеждал ни в одном соревновании! На счастье, нашлись у Деймона и защитники. «Железный Фрэнк», конечно, никогда не принял бы такого решения, если бы не его конструкторы Патрик Хед и Эдриан Ньюи и сам Прост. Трехкратному чемпиону мира после бурных сезонов с Сенной, Мэнселлом, Алези не могло не импонировать сотрудничество с неопытным, и не претендовавшим на многое новичку. Кроме всего прочего, Хед всегда был противником полной смены пилотов. И если уж приходилось расставаться и с Мэнселлом, и с Патрезе, Патрик предпочитал хотя бы оставить испытателя. «Они так дружно хотели Хилла, — вспоминал Вильямс, — а мне так надоела нервотрепка с Найджелом, что я решился. И не жалею». В новый сезон Деймон вступил счастливым и гордым. Как человек умный и осторожный (помните, ведь ему в тот момент шел уже 33 год) Хилл составил себе план действий, которого неукоснительно придерживался. Несмотря на неудачный старт к концу сезона о нем заговорили. Свой первый Гран-При он выиграл 15 августа 1993 года на Хунгароринге, в Венгрии Затем были победы в Бельгии и Италии. По итогам чемпионата Хилл стал третьим, пропустив вперед только Проста и Сенну. Тогда ему казалось, что этот сезон доказал всем его способности. Как же он ошибался! Ибо с тех самых пор каждый сезон, каждый старт превратился для Деймона в бесконечную битву за собственное самоутверждение. Потому что скептики немедленно объявили его победы победами «Вильямса» и невезением Проста, всячески раздувая каждый промах самого Хилла. «Ален делал только то, что необходимо для завоевания титула, — говорили вокруг. — Теперь же товарищем по команде Хилла станет Сенна. А этот парень никому не позволит даже крошек подобрать со своего стола. Он очень скоро раздавит Хилла — психологически, если не физически». В первой гонке Айртон обогнал Хилла на круг. А потом, в Имоле — разбился. И он стал первым номером «Вильямса». В Сузуке-94. сократив свое отставание от Шумахера до одного очка. он понял, что достиг вершины. И немедленно высказал это вслух. потребовав от Фрэнка прибавки жалованья. Вильямс уступил, но и он и Хед затаили обиду. К началу сезона 1995 года, откатав тысячи километров, тестируя новый болид он был уверен: «Вильямс FW-17» — лучшая в мире машина. И доказал это, выиграв два этапа из трех. Потом вдруг началось непонятное. В Испании Шумахер был быстрее. В Монако «Вильяме» проиграл тактически. В Канаде подвела гидравлика. В Германии Хилл не удержал машину на трассе в первом повороте второго круга. В Сильверстоуне и Монце — врезался в Шумахера. Невероятно трудный сезон закончился бесславными поражениями в Нюрбурге и Сузуке. От прежнего Хилла теперь не осталось и следа. Большой цирк «Формулы — 1» поглотил его, подчинил себе, сделал своим рабом. Деймон стал очень богатым человеком, чтобы платить меньше налогов, пришлось переехать в Ирландию, в Дублин. А рекламой имени Хилла занималась целая фирма, возглавляемая его старшей сестрой — Бриджитт. «Я чувствую себя сильным как никогда, — заявил он перед началом своего нового наступления на чемпионское звание. И физически, и психологически. Я многому учился и готов применить весь свой опыт на практике». Новый сезон сулил быть спокойным для Хилла бороться за место под солнцем. Извечный соперник Шумахер пересел на не очень удачную в том году «Феррари». А вторым пилотом в «Вильямс» пригласили молодого чемпиона «Индикара» Жака Вильнева. В первой же гонке на «Гран-при Австралии» 10 марта 1996 года «поул-позишн» был у Вильнева. Гонку Хилл выиграл, но Вильнев пришел вторым. Вот так начался, казалось бы, спокойный сезон. И все поняли, что борьба будет нешуточной. Следующие две гонки — в Бразилии и Аргентине Деймон выиграл, «Гран-при Европы» — Вильнев. Сан-Марино, Канаду, Францию и Германию — опять Хилл. Великобританию, Венгрию и Португалию — Вильнев. И на Сузуке решался титул чемпиона мира 1996 года. И Хилл выиграл. Даже четыре схода, против трех у Вильнева не изменили судьбу чемпионата. 13 октября 1996 года Деймон Хилл стал чемпионом мира по автогонкам в классе пилотов «Формулы-1». Надо сказать, что в том сезоне Шумахер сходил с трассе в семи гонках. Так что «Кубок конструкторов» был у команды «Вильямс» с громадным преимуществом над другими командами. (175 у «Вильямса» против 70 у «Феррари», занявшей второе место). Королева Великобритании наградила Деймона одной из высших британских наград — Орденом британской империи. Церемония проходила в Бекингемском дворце, где в 1968 году этим же орденом награждали Грема Хилла — отца Деймона. Но белая полоса , как это уже не раз было в жизни Деймона, сменилась на черную. Френк Вильямс отказался подписывать с ним контракт на 1997 год. Контракт с чемпионом мира стоил гораздо больше, чем год назад. Заплатить требуемую Хиллом сумму смог глава «TWR Arrows» Том Уокиншоу. Только таким образом он смог поставить на одной из своих машин «номер 1». Но подготовка к приходу Хилла в новую команду не ограничивалась только этим. Был подписан договор с концерном «Ямаха» о поставке двигателей, с «Бриджстоун» об «обувке» болида и с Педро-Пауло Динисом, который привел фирму «Пармалат» с ее миллионными вложениями в команду. Машина из посредственной грозила превратиться в претендента на призовое место, особенно, если за рулем был не кто иной, как действующий чемпион мира. Но... Не превратилась. Чуда не произошло. Машина была откровенна слаба. На квалификации к первой гонке, к «Гран-при Австралии» Деймон не вошел в 107%. Потом были сходы. Пять сходов подряд. Первое очко Деймон заработал только на девятом этапе, на своей родной трассе в Сильверстоуне. Болельщики было совсем приуныли, но 11 этапе, на «Гран-При Венгрии» произошло нечто, заставившее учащенно биться их сердца. За минуту до конца квалификационной сессии сине-белый «Эрроуз» под номером один появился на третьей строчке итогового протокола. Венгерский режиссер телетрансляции даже не вел машину Хилла по трассе. Просто никто этого не ждал. На пресс-конференцию по итогам квалификации прибыло невиданное количество журналистов. Шумахер, Вильнев и Хилл. Все ожидали начала гонки. Такой интриги не было давно. Шумахер стартовал на запасной машине, поскольку на утренней тренировке разбил основную, и выиграл старт. Вторым шел Хилл, за ним — Ирвайн. «Вильямсы» откатились со старта на пятое и шестое место. Но проблемы с резиной вынудили сначала Ирвайна заехать в боксы, а на 14 круге и Шумахера. Мягкая резина, выбранная командой «Феррари» для гонки позволила отличиться в квалификации, но на горячей и традиционно «пыльной» трассе быстро разрушалась. В середине гонки и Жака Вильнева начались проблемы с резиной. Победа Хилла не вызывала сомнений, шедший вторым Вильнев отставал на полминуты. Но тут канадский гонщик услышал по радио, что Хилл резко сбавил темп. У Хилла сломалась коробка передач, перестав реагировать на команды переключения, «утвердившись» на третьей передаче. За полкруга до финиша Вильнев, сильно рискуя, по гравию обошел болид Хилла и устремился к победе. Хилл пришел вторым. После финиша бывшие партнеры по «Вильямсу» по-братски обнялись, довольные друг другом. Том Уокиншоу и Хилл ограничились общими фразами, что резина была хороша, мотор не подводил, а Деймон не мог подвести свою команду. Казалось, что команда прогрессирует, но больше очков Хилл-младший в сезоне 1997 заработать не смог. Что за чудо произошло на «Гран-при Венгрии». Ответа никто дать не смог. Ближе к концу сезона заговорили, что Хилл уйдет из «Эрроуз», что якобы имеют место разногласия между ним и Уокиншоу. Сперва эти слухи старательно опровергались. Но тайное становится явным. «Я просто хочу найти место в конкурентоспособной команде» — заявил Деймон. И начались поиски команды. Шел разговор о команде Проста. Но финансовые требования Хилла были чуть выше его возможностей и в ноябре 1997 года стало известно, что Деймон подписал двухлетний контракт с «Джорданом». Его партнером стал Ральф Шумахер. Новый сезон снова начался неудачно. Мало того, что команда «Макларен» в первой же гонке показала «кто есть кто», так еще и технические проблемы, дисквалификация на «Гран-при Бразилии» из-за «недостаточного веса болида». Все это исподволь влияло на психологический климат в команде. В первых десяти гонках Деймон не смог набрать ни одного очка и четыре раза сходил с трассы. Но сломить чемпиона не удалось. В оставшихся гонках он почти всегда набирал очки, а на «Гран-при Бельгии» завоевал для «Джордана» первую победу, а заодно и первый дубль на пару с Ральфом Шумахером. Теперь «Джордан» вел борьбу за третье место в чемпионате с такими знаменитыми командами как «Вильямс» и «Бенеттон». И в результате на финише чемпионата команда заняла четвертое место, уступив «Вильямсу» всего четыре очка. В конце сезона появились разговоры, что Деймон собирается уйти из гонок, да и начало чемпионата 1999 года не предвещало ничего хорошего. Одним из важных стимулов для гонщика является мотивация. Как раз этого не хватало Деймону в его последнем сезоне. Солидный отец семейства, чемпион мира мог поделится опытом с командой, но гоняться на равных с молодыми пилотами было уже непросто. И вот после «Гран-при Канады» Деймон официально объявил об уходе: «После серьезных раздумий я решил покинуть «Формулу-1». Прошедшие сезоны доставили мне много приятных минут, позволили стать чемпионом мира и выиграть немало гонок. Я буду вспоминать эти дни с радостью. Хочу поблагодарить всех, кто был к этому причастен — от владельцев команд до поставщиков провизии. Спасибо моей семье и друзьям, верившим в меня независимо от результатов на трассе. Я обещаю теперь уделять вам больше времени. Громадное спасибо за поддержку моим верным болельщикам. Большое спасибо всем. Ведь мы многого добились! Эдди Джордану и его команде желаю побед и удачи. Рад, что я принес им первую победу. В оставшихся гонках я сделаю все возможное, чтобы помочь нашей борьбе в Кубке Конструкторов... «Это грустное, но честное решение одного из британских спортивных героев» — сказал Эдди Джордан после этого заявления Деймона — «он был великий гонщик и хороший посол автогонок во всем мире. Это было честью для меня лично, для Мюген-Хонды» и для всей команды увидеть нашу первую победу, которую завоевал Деймон. Все, кто работал с командой вошли в историю, благодаря Хиллу. За всю свою карьеру он никогда не боялся трудностей и всегда принимал брошенный ему вызов. Мы будем работать с двойной силой, чтобы позволить ему покинуть соревнования на высокой ноте...» Михаэль Шумахер тоже прокомментировал заявление Хилла: «Очень жаль, что он уходит, ведь несмотря на возраст он остается сильным пилотом. Безусловно это большая потеря для автоспорта. А ведь у нас были неплохие дуэли...» Свою последнюю гонку Деймон провел на Сузуке, за «Джордан». Он не уходит. Он обещал вернуться. Только к сожалению не действующим пилотом. Удачи Деймон. И спасибо!
|