а находил их.
УАЗ 3151 Хантер: На сверхсрочнуюЧто сегодня в почте? Приглашение на презентацию нового УАЗ-315195. Без шуток — действительно, зовут на первый в истории завода тест-драйв для журналистов. Да-да: опробовать тот самый УАЗ-315195, который так долго прятался под загадочным индексом 31520. В этих цифрах немудрено запутаться. Конечно, если вы можете уверенно перечислить, чем УАЗ-31514-017-10 отличается от УАЗ-31519-037 — значит, вам наверняка приходилось иметь дело с ульяновскими машинами профессионально. А если нет... Автор заранее просит прощения за длинные малопонятные цифры. Иначе не получится — вводить собственную систему обозначения моделей отечественным производителям «не положено». Не будь пророком«Проект 31520» предназначался на замену автомобилей с индексами, в начале которых стоит 3151 — потомков ставшего классическим УАЗ-469. С 1992 года, когда почти до нуля упали военные заказы, ульяновские автомобили медленно двинулись навстречу гражданскому покупателю. Жесткий верх, запирающиеся двери, новые сиденья, гидроусилитель руля — все это заметно улучшило потребительские качества машины. Первоначально «проект 31520» подразумевал глубокую модернизацию не только ходовой части, но и кузова. Планировали даже прямые двери и опускные стекла, но... Экономика должна быть экономной — изменение формы дверных проемов на деле означает изготовление нового кузова. А следовательно, внушительные затраты на подготовку производства и высокую цену новинки: она практически сравнялась бы с машинами семейства 3160. Пришлось сократить перечень внешних изменений — снаружи автомобиль отличают лишь надставки дверей со сдвижными стеклами. Из того, что былоШирокой гаммы отечественных моторов для УАЗ-315195 нет. По существу, наиболее «литражный» ЗМЗ-409 не имеет альтернативы — как и неразъемные мосты типа «Спайсер», и борисовский гидроусилитель. Надежность этих агрегатов ныне заметно выше, чем в период их освоения. Применяемая сегодня раздаточная коробка с мелкомодульными шестернями — половинчатое решение. Пониженный уровень шума достигнут лишь уменьшением размеров зубьев «повышенной» ступени, но из-за этого появилась «невнятная» пониженная передача 1,47 (вместо 1,94). Впрочем, вскоре серийные автомобили получат новую раздаточную коробку — с косозубыми шестернями и «правильной» пониженной передачей (1,94). Изменится и коробка передач — вместо «пятиступки» с приставным картером от машин семейства 3160 будут устанавливать изделие из Арзамаса с оригинальным механизмом переключения, где задняя передача располагается напротив первой. Извечная беда ульяновских машин — щели в салоне, пропускающие пыль и сквозняки. Препятствием тому и другому послужат двойные уплотнения дверей и заднего борта — при условии качественной подгонки деталей они вполне работоспособны. За рулем 315195Журналистам представили для знакомства два УАЗ-315195, отличающиеся коробками передач. Сначала оказался за рулем машины с арзамасской коробкой. Идея расположить заднюю передачу напротив первой не так плоха: это изрядно поможет водителю, пытающемуся выбраться из «засады» враскачку. Но в сочетании с новыми передаточными числами мостов (4,11 против 4,63) и вялыми «низами» двигателя ЗМЗ-409 это породило новую проблему: УАЗ не желает, как прежде, уверенно трогаться со второй передачи. А найти после первой вторую непросто из-за неважной избирательности механизма переключения. Дальше взбираться «по ступенькам» тоже тяжело — передачи-то теперь располагаются непривычно. Сделали свое дело и чрезмерно «длинные» главные пары — пятая передача пасует на малейшем, а четвертая — на мало-мальски крутом подъеме. Ехать на новом УАЗе с традиционной для прежних машин крейсерской скоростью 80 км/ч неудобно — нужно 100-110, иначе придется слишком часто работать рычагом. Родилась крамольная мысль: с такими мостами вполне можно оставить старую четырехступенчатую коробку, толку от «пятиступки» мало. Зато шума в салоне стало намного меньше: хорошо «задушен» двигатель, не донимает постоянное бренчание шестерен «раздатки», да и коробка передач на удивление бесшумна. Управлять машиной на скорости выше 100 км/ч стало значительно проще: в переднем мосту увеличены продольный и поперечный углы наклона шкворней — это помогает лучше держать дорогу. Тем же целям служат уменьшенное плечо обкатки и радиальные 16-дюймовые шины К-153 размерностью 225/75R16. Да и гидроусилитель попался удачный: обратной связи, правда, почти нет, но и «провалов» в работе тоже. В общем, поддержание прямолинейного движения больше не напрягает, но в поворотах и на неровностях приходится подруливать. Впрочем, не будем забывать: для прежнего УАЗ-31514 даже езда по прямой на такой скорости — предельный режим. Пробуем маневрировать в стесненном пространстве. Увеличенные углы поворота колес (благодаря новым ШРУСам) в сочетании с короткой базой позволяют легко развернуться в один заход на стандартной двухполосной дороге с небольшой обочиной. Правда, крутить баранку «до упора» нельзя — колеса задевают за раму. Видимо, на опытном экземпляре еще не нашли оптимальной регулировки. Плавность хода на шоссе вполне ожидаемая от УАЗа с пружинной передней подвеской: с мелкими неровностями она справляется легко, а серьезные могут запросто отучить жевать на ходу — недолго язык прикусить. Впрочем, для больших колдобин важнее «запас прочности», а он немалый. Второй заезд — на машине с ульяновской коробкой передач. Этот агрегат шумнее, но, по крайней мере, не вводит водителя в заблуждение. Самое время поискать внедорожных приключений. Конечно, шины у нас «беззубые», но порезвиться в песчаных дюнах карьера вполне можно, найти бы только съезд. Может, зайдем через лесок с тыла? Узкая дорожка довольно быстро привела в подсохшее болотце постепенно увеличивающейся глубины. К счастью, водитель спохватился вовремя: удалось вернуться по своей колее. А уже на пути обратно мы все-таки застряли в почти безобидном месте. Не хватило всего пары сантиметров дорожного просвета — широкие редукторы «спайсеров» сработали как бульдозерные ножи, а универсальные покрышки не смогли сдвинуть машину. Оплошность пришлось исправлять, орудуя домкратом и двумя бревнышками. Пустячок, но досадно: старый УАЗ на стандартной резине прошел бы тут без проблем — узкий картер разъемного моста просто оставил бы небольшую борозду. Да и новые шины, которые по наружному диаметру меньше диагональных Я-245, съели еще сантиметр дорожного просвета. Интересно, прошла бы здесь «Нива»? ЧистописаниеДо начала серийного производства «нового старого» УАЗа осталось полгода. В 2003-м эти машины дебютируют сразу в трех вариантах: с тентом, жесткой крышей и удлиненной базой. Предполагаемая цена — около 5500 американских денежных единиц. Что хочется подправить в машине? Пожалуй, более всего — характеристику двигателя, даже если для этого потребуется пожертвовать десятком «лошадей». Мириться с маленьким передаточным числом мостов можно, лишь подняв крутящий момент двигателя на малых оборотах. Или вернуться к прежней главной паре? И еще: проходимость ульяновских машин должна остаться высокой — вряд ли покупатели простят недостатки по этой части. Впрочем, тюнинговые фирмы и так без работы не останутся — работал бы завод. УАЗ-315195Общие данные: число мест — 7; снаряженная масса — 1760 кг; полная масса — 2510 кг; максимальная скорость — 130 км/ч; расход топлива при 90 и 120 км/ч — 12,5; 16,6 л/100 км; запас топлива — 78 л; топливо — АИ-92. КОНСТРУКЦИЯ: рамная. РАЗМЕРЫ, мм: длина — 4170; ширина — 1962; высота — 1446; база — 2020; база — 2380; колея спереди/сзади — 1445/1445; дорожный просвет — 210. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, рядный, четырехцилиндровый с четырьмя клапанами на цилиндр, распределенным впрыском топлива; рабочий объем — 2693 смз; диаметр цилиндра и ход поршня — 95,5х94,0 мм; степень сжатия — 9,0; мощность — 101 кВт/137 л. с. при 4400 об/мин; максимальный крутящий момент — 228 Н.м при 4000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: полный привод с подключаемым передним мостом без межосевого дифференциала; коробка передач — механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I — 3,78; II — 2,6; III — 1,55; IV — 1,0; V — 0,82; з. х. — 4,12; главная передача — 4,11; раздаточная коробка: I — 1,00; II — 1,94. ПОДВЕСКА: зависимая, спереди — на пружинных продольных рычагах с тягой «Панара» и стабилизатором поперечной устойчивости, сзади — рессорная. ТОРМОЗА: с усилителем, спереди — дисковые, вентилируемые, сзади — барабанные. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: механизм «винт — шариковая гайка — сектор» с усилителем. РАЗМЕР ШИН: 225/75R16 К-153.
|