а находил их.
На правах рекламы: • предложение от library.md |
Синтетический кубизмЯ уже упомянул, что papier collé («приклеенные бумажки»), или коллажи, стали источником последующего развития новых методов кубизма. Благодаря использованию больших цветных поверхностей, вырезанных из бумаги, цвет вновь вернулся в картины в виде цветных заплат, что резко отличалось от цвета, внушенного чисто живописными средствами и созданного прикосновением кисти. Цвет долго продержали в резерве; тем большую значимость имели тонкие нюансы тона на протяжении всего аналитического периода — в силу присущего ему относительного дефицита цветности. Но теперь цвет должен был возвратиться — не для того чтобы отображать освещение или рельефную поверхность предмета, но ради удовольствия от ощущения цвета как такового. В большой картине Пикассо «Игрок в карты», написанной зимой 1913-1914 года, давние методы аналитического кубизма обрели новое дыхание, поскольку разбивка поверхностей теперь осуществлялась посредством обширных, заполненных цветом областей, каждой из которых придается особенное пространственное значение по отношению к соседним, и все они надежно вмонтированы в целостную трехмерную композицию. Арабески декоративных узоров, позаимствованных у обоев, раскрашены имитациями под дерево и мрамор. Но дух «приклеенных бумажек», страстное желание возвратиться к материальному объекту как таковому и целиком включить его в картину, чтобы с удовольствием стать свидетелем метаморфозы, которую этот объект может претерпеть, имело и другие последствия. Процитируем Кокто: Хотя предпочтение отдавалось самым скромным вещам, теперь на службу этим алхимикам живописи надлежало поставить все материалы. Шелковый кошелек должен быть сделан из свиного уха. Волшебство заключается именно в том, чтобы придать ценность любому предмету, которым обычно пренебрегают. Какая добродетель может быть в том, чтобы смастерить золотой самородок из золота? Однако переход от аналитического кубизма к синтетическому не был столь внезапным и резким. Уже в 1912 году в «приклеенных бумажках», созданных в Сере и Сорге, явственно просматривается предпочтительное использование обширных плоских поверхностей, но одновременно картины этого времени включают в себя объекты, трактуемые аналитически. На протяжении следующего года было выполнено множество работ, в которых оба этих стиля мирно сосуществуют бок о бок. В то же время все выше ценится чувственное удовольствие, доставляемое осязаемой фактурой поверхности. Использование песка, налепленного на холст, содержит в себе приглашение коснуться шероховатых, ярко окрашенных поверхностей и получить удовольствие от самого факта их существования, совершенно не принимая в расчет какой-то их более глубокий и репрезентативный смысл. Кроме того, благодаря особому способу преломления света шероховатые поверхности образуют собой замечательный грунт для краски, которая лишь слегка наносится кистью. Примечания1. Абсент — крепкий спиртной напиток зеленого цвета с резким запахом, настаиваемый на полыни и других травах. Ранее был весьма популярен, что находит отражение и в творчестве Пикассо. Помимо не очень известного у нас «Стакана абсента» из крашеной бронзы, о котором довольно много говорится в данной книге, есть очень известная и любимая у нас картина «Любительница абсента» (1901) из Эрмитажа, а также всплывшая сравнительно недавно и ничуть не менее интересная работа того же года «Абсент», поступившая в Эрмитаж после второй мировой войны из такого не совсем привычного источника, как бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе. Что же касается настоящего абсента, то сейчас во многих странах производство этого напитка запрещено из-за его токсичности. — Прим. перев.
|