а находил их.
На правах рекламы: • KindersLove - сайт для родителей. Полезные советы от опытных родителей, переходи на сайт. |
Пятница 13 декабря 1946Вчера, вернувшись домой, я нашел телефонное послание от Сабартеса: «Брассай, если сможете, приходите к Пикассо как можно раньше...» Утром он звонит снова.
Я нахожу Пикассо в толпе посетителей, в основном иностранцев. На нем толстая красная шерстяная куртка в крупную черную клетку — видимо, подарок кого-то из американцев. Едва я успел с ним поздороваться, как Сабартес утащил меня в мастерскую: «Пойдемте, пойдемте, оставим его с этими занудами! Мы скоро от них отделаемся! Вы только взгляните!» И что же я вижу? Настоящего художника! Он тут, в натуральную величину, перед громадным полотном, в белой блузе, с палитрой и пучком кистей в руках... Стоит и размышляет над тайной картины, которая сначала называлась «Серенада», а потом была переименована в «Утреннюю серенаду». На полотне — две женщины. Одна — нагая — лежит на полосатом диване, как «Спящая цыганка» Руссо. Другая — одетая — сидит на стуле с мандолиной на коленях. Видимо, одновременное присутствие в его жизни двух женщин подтолкнуло его к этому замыслу и еще целой серии других полотен на ту же тему.1
Я рассматриваю «Настоящего художника». Большая голова из бронзы, посаженная на манекен 1900-го, который Пикассо нарядил соответствующим образом. Он сам, быстренько спровадив посетителей, тоже присоединился к нам. Глаза его хитро поблескивают: — Я хотел сделать вам сюрприз! Занятный персонаж, не правда ли? А палитра? Вы видели его палитру? Мне ее прислали из Соединенных Штатов. Они делают их из небьющегося стекла, из пирекса, я думаю... Палитра никудышняя. Краски на ней видны плохо — полный абсурд! И все же стеклянная палитра — предмет волшебный! Она и навела на мысль о таком маскараде: «настоящий художник» с прозрачной, сверкающей палитрой! Я делаю несколько снимков. Пикассо мне помогает и, под снисходительным взглядом Сабартеса, веселится как школьник, удачно подшутивший над товарищем... Когда я уже заканчивал, он принес мне еще несколько статуэток.
Я отдаю Пикассо фотографии гравированной гальки и снятой в разных ракурсах его мастерской.
Я рассматриваю «Вакханалию»: вихрь желания, тесно переплетенные тела... На этой гуаши сражались тоже не на жизнь, а на смерть. Вдохновляясь Пуссеном, Пикассо в те трагические дни не стал сдерживать свое возбуждение. Вокруг бородатого фавна и нимфы с пышными ягодицами и агрессивно торчащими сосками — настоящее поле брани: жаркая рукопашная схватка... Из клубка тел торчат непонятно кому принадлежащие руки и ноги...
И мы возвращаемся — уж не знаю в который раз — к бумажным скульптурам, которые, из-за постоянно возникающих непредвиденных обстоятельств, мы никак не могли сфотографировать... Я мог бы это сделать и в отсутствие Пикассо. Однако он хочет присутствовать на сессии, потому что, как ему кажется, для хрупких, недолговечных изделий последний штрих особенно важен...
Примечания1. Написанная в 1942 году, «Утренняя серенада» находится в Музее современного искусства.
|