(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

«Автопортрет, 30 июня 1972» (Autoportrait, June 30, 1972) (1972)

Название, англ.: Self-Portrait, June 30, 1972.
Оригинальное название: Autoportrait, June 30, 1972.
Год окончания: 1972.
Размеры: 65.7 × 50.5 см.
Техника: Бумага, цветные карандаши.
Местонахождение: Токио, Галерея Fuji Television

Менее чем за год до смерти Пабло Пикассо завершает свою серию автопортретов. Финальным аккордом в ней стал выполненный цветными карандашами «Автопортрет. 30 июня 1972» написанный на вилле Notre-Dame-de-Vie в Мужене, Франция. Этот портрет не походит ни на что когда-либо сотворенное до этого. В течении жизни Пикассо создавал свои портреты с различными целями: некоторые сделаны в связи с биографическими событиями; другие демонстрируют его размышления, прихоти, развлечения... Но почти во всех автопортретах Пикассо использует свое лицо в качестве «лаборатории» для самых различных формальных экспериментирований.

Эту работу также именуют «Лицом к смерти». Действительно, если бы не огромные полыхающие глаза, то из-за кожи, плотно обтягивающей лысую голову, художник был бы похож на существо, которое вот-вот поглотит смерть. Над портретом художник работал несколько месяцев. Когда Пикассо впервые показал его своему другу Пьеру Дэксу, тот был потрясен и не смог вымолвить ни слова. Во время следующего приезда Дэкс (где то через три месяца) заметил изменения — черты лица Пикассо еще больше помрачнели, в глазах проступили отблески встречи со смертью. Безусловно автопортрет изображает того же темноглазого Пикассо, которого мы видели в бесчисленном множестве других работ и фотографий, но на этот раз имеются значительные отличия. Уже нет дерзкой самоуверенности и даже всех намеков на то, что мы — зрители — находимся лицом к лицу с величайшим гением. Осталось лишь представление очень уязвимого и попросту смертного человека, полностью осведомленного в краткости человеческой — но больше всего в своей — жизни. Но здесь не найдется даже намека на страх, раболепие или элементарное желание уклониться от истины — как всегда Пикассо точно знал кем он был и что противопоставлено ему. Пабло Пикассо был одновременно и «Создателем» и «Сокрушителем», своим искусством он намеревался «уничтожить Бога», но этот портрет показывает, что все закончилось уничтожением его самого.

В данный момент картина является достоянием галереи Fuji Television в Токио.

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика