а находил их.
На правах рекламы: • Детальное описание ультразвуковая чистка зубов у нас. |
Первые знакомства и «голубой период» творчестваДряхлая Европа до Первой мировой войны пребывала в неком оцепенении, казалось бы, вовсе не готовая к крутым поворотам судьбы... Парижский Монмартр начала прошлого века был пропитан запахами анисовой настойки перно, опийных капель, словно пронизан холодком кокаина, тогда еще не запрещенного в старушке-Европе... За чашку кофе художники нередко расплачивались своими рисунками и набросками, и хозяева пивных сколотили неплохое состояние на таких чашечках кофе, правда гораздо позже. Ван Гог тогда был еще мало кому известен, Тулуз-Лотрек вызывал общественное негодование, а импрессионисты считались чем-то и вовсе неприличным. Молодой испанский художник поселился в малюсенькой комнатушке с картонными стенами, в обшарпанном доме, где ни одна дверь не запиралась, поскольку у его обитателей — циркачей, наркоманов, пьяниц, художников и их подружек-натурщиц — и красть-то было нечего. Участковый полицейский в досье на подозрительного испанца записал в 1901 г.: «Волосы отрастил длинные», «усы пробиваются», «к нему ходят неизвестные личности», «предпочитает носить черный пиджак и черную шляпу», «он уходит и приходит в разное время, а если уходит вечерами, то возвращается лишь к часу ночи. Бывает, что дома вообще не ночует». Он быстро нашел себе компанию, сходную по интересам и вкусам — таких же, как он, талантливых и амбициозных, полных решимости действовать. «В то время художники и поэты еще влияли друг на друга», — вспоминал позже Пабло Пикассо. Вместе с поэтами Гийомом Аполлинером, Блезом Сандраром, Максом Жакобом, художниками Матиссом и Браком он весело и смело строил новое видение искусства. Друзья с интересом следили за перипетиями романов влюбчивого испанца, который не выносил одиночества. Когда его великолепная зеленоглазая подруга Фернан уходила «за шпильками», к нему на кушетку у мольберта как загипнотизированные приходили новые «музы»... Голубой печальный цикл сменился золотисто-розовым, чувственным и нежным — знаменитая «Девочка на шаре», «Акробат и маленький арлекин»... На этих картинах все было «какое-то не такое», и каждая из них вызывала как резкое неприятие, так и бурные восторги.
Пикассо любил прогуливаться по Лувру. Однажды ему приглянулись иберийские статуэтки V в. до н.э., найденные при раскопках в Андалузии. Он почувствовал некое коренное родство, уходящее в глубины испанской истории. Жери Пьере, очаровательный пройдоха, талантливый авантюрист и наглый вор, по совместительству секретарь Г. Аполлинера, решил сделать Пикассо милый подарок и легко выкрал каменные фигурки для художника. Долгое время они стояли у Пикассо, распаляя воображение художника. В 1911 г., правда, дело о воровстве статуэток раскрылось. Экспонаты пришлось вернуть, а Аполлинер, спасая друга от депортации, взял вину на себя. Поэт попал в тюрьму, но через пару месяцев был отпущен. Пикассо же перешел от иберийской к африканской архаике. Он заинтересовался масками духов и вспоминал: «Меня ничуть не интересовали мистические ритуалы, для которых они предназначены, меня пленила их совершенная простота форм. Глядя на них, хотелось перерисовать весь остальной мир — в мир подвижных метаморфоз, превращений, глазастых элементарных частиц...» 1901—1904 гг. в биографии мастера получили название «голубого периода» из-за преобладания в его картинах того времени уже упомянутой нами голубой тональности. В эти годы он жил то в Париже, то в Барселоне. Именно тогда началась его многолетняя дружба с поэтом Максом Жакобом и скульптором Хулио Гонсалесом. Из досье «ИП»: Макс Жакоб, погибший за Францию В 1915 г. принял католицизм. В 1921—1928 и 1936—1944 гг. жил в бенедиктинском монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар. 24 февраля 1944 г. был как еврей и гомосексуалист арестован гестапо, отправлен в тюрьму Орлеана, затем в лагерь Дранси, где через несколько дней умер от воспаления легких. Брат и сестра Жакоба погибли в нацистских концлагерях. В 1949 г. прах Макса Жакоба был перенесен на кладбище в Сен-Бенуа-сюр-Луар, в 1960 г. он официально причислен к поэтам, погибшим за Францию; его имя начертано на мемориальной доске, посвященной павшим в 1939—1945 гг. писателям в парижском Пантеоне. На стихи Жакоба писали музыку Эрик Сати, Франсис Пуленк, Анри Соге. Известны портреты поэта работы Модильяни, Пикассо, Кокто. В начале парижской жизни у Пикассо не все складывалось гладко. Большое горе принесла смерть его товарища Карлоса Касагемаса, вместе с которым он приехал из Барселоны. Тот покончил с собой из-за несчастной любви, и это событие погрузило молодого живописца в жестокую меланхолию. Но оно же стало и своеобразным толчком для появления первых картин, относящихся к «голубому периоду» его творчества — сумрачных, написанных почти в монохромной гамме с преобладанием синих и зеленых тонов. «Кто грустен, тот искренен», — считал молодой живописец в это время и беспрестанно вводил в свои композиции образы нищеты, беззащитности, неизбывной печали. Очень часто в персонажах картин «голубого периода» сквозят черты ушедшего из жизни Касагемаса, и эта посмертная дань говорит о том глубоком дружеском чувстве, которое питал к нему Пикассо. В 1901 г. художник познакомился с Максом Жакобом. Вскоре взаимная приязнь молодых людей переросла в крепкую дружбу. Они стали вместе снимать квартиру. Денег им хватало лишь на убогую комнатушку с единственной постелью, каковую они делили преоригинальным образом: ночью на ней спал Жакоб, а днем — Пабло, имевший привычку работать по ночам. Впоследствии Пикассо вспоминал об этом времени с нежной ностальгией — несмотря на то что более жестокую нужду, чем та, которую он тогда испытывал, представить себе трудно. Существует мнение, будто, попав в Париж в 1900 г., Пикассо навсегда поселился здесь. Это не так. Вплоть до 1904 г. он как бы «завис» между Парижем и Испанией. И далеко не все важные события его жизни происходили в Париже. На долю Испании тоже кое-что оставалось. Так, будучи в 1901 г. в Мадриде, Пикассо вместе с одним своим другом организовал журнал «Молодое искусство». Правда, в свет вышло лишь пять выпусков этого журнала, но начинание было серьезным. Именно в дни «Молодого искусства» художник стал подписываться «Пабло Пикассо», используя девичью фамилию своей матери. До этого он называл себя «Пабло Руис-и-Пикассо». Картины Пикассо «голубого периода» отражают мир одинокого человека. Иногда в работы художника проникают лирические нотки, например в картине «Голубая комната», но более типичны для этого периода его творчества мотивы нищеты и крайней усталости. На картине «Старый гитарист» изображена удлиненная, болезненно согнутая фигура. Всепроникающий голубой цвет — визуальный аккомпанемент меланхолической мелодии. Загадочность и задумчивость, разлитые в произведениях Пикассо этих лет, словно достигают предельной концентрации в большом холсте «Жизнь». Молодая пара с грустью смотрит на женщину, держащую на руках ребенка.
|