(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
Новости
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

И.С. Фомичева. Вступительная статья

Пикассо начал заниматься керамикой в 1947 году. В Валлорисе, в мастерской Мадура, под руководством керамистов супругов Сюзанны и Жоржа Рамье он овладел секретами технологии производства, изучил свойства различных керамических масс и присущие им средства пластической выразительности.

Пикассо работал увлеченно, темпераментно, создавая до тысячи произведений в год. Среди них — декоративные блюда, панно, вазы, кувшины, сервизы, поражающие острым и неожиданным синтезом скульптуры и живописи при сохранении утилитарной формы. В обращении к керамике проявился интерес Пикассо к художественным и техническим особенностям различных материалов, желание воплотить в них безудержную фантазию, найти в этих материалах эквиваленты одной художественной идеи, одной изобразительной формы. В керамике воссоздаются также темы его живописных полотен и графических листов: «Художник и модель», «Голубка», испанская тема, мотивы античности. «Мужская голова (Бородач)», например, родственна мифологическим персонажам графики Пикассо. Занимаясь древнейшим ремеслом гончара, художник по-новому постигает окружающий мир, не только отражая его в своих произведениях, но и созидая их как элементы, родственные этому миру. Не случайно керамике Пикассо, как и органической природе, свойственны взаимосочетания и взаимопревращения форм. Глина в его руках становилась скульптурой, полем для живописи и просто веществом для изготовления утилитарного предмета, кувшина или блюда. Оказываясь раскрашенной скульптурой, она представляет то Бородача с пластично вылепленным выпуклым лбом под шапкой волос и пушистой бородой, обозначенной по мягкой глине вмятинками, то лицо Девы-птицы. По воле Пикассо эти персонажи превращаются в утилитарный предмет и наоборот. Пикассо создает образы-оборотни, предметы-оборотни. Изумительна «Коррида» — продолговатое блюдо, центр которого — арена боя быков, а бортики, чуть приподнятые, — трибуны стадиона со зрителями. Метаморфоза (в данном случае чаша-блюдо — чаша-стадион) — это не только средство пластической выразительности керамических произведений Пикассо, это тема его искусства. Художественному языку керамики Пикассо свойственны необычайная свобода, легкость, неожиданность и острота экспромта и вместе с тем точность выражения. Не скованное никакими традициями свободное обращение с материалом, смешение в одном изделии разных техник (рельефный силуэт и графическая окраска его, применение легких и пастозных мазков) характерны для манеры Пикассо. Он создавал свои произведения в керамике как бы шутя, артистично и весело. Радость, которую испытал художник в работе с этим материалом, пронизывает его произведения. Коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — наиболее полное собрание керамики Пикассо в Советском Союзе. Оно было получено музеем в разное время в дар: от вдовы художника Фернана Леже, Надежды Петровны Леже (в 1966, 1969, 1970, 1976 гг.), и Лидии Николаевны Делекторской (1974). Коллекция составлена из произведений, созданных в мастерской Мадура под наблюдением и при участии Пабло Пикассо, исполненных по модели Пикассо и с его разрешения, и, кроме того, работ, тиражированных на других предприятиях по производству фаянса (Лимож, Салин).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

 
© 2019 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика