Каталог
56. Мужская голова. 1912
Офорт. 13×11; 60×44,21. На оттиске справа внизу автограф: Picasso
Тираж 100 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 112434
Происхождение: ГМНЗИ
Выставки: 1966, ГМИИ; 1967, Эрмитаж; 1973, ГМИИ, кат. 72
Литература: Bloch, № 23.
57. Женщина. 1922—1923
Офорт. 11,8×7,9; 28,2×22,8. На оттиске слева внизу: avant-tirage; ниже: à m. Serge Romoff. Ch. Zervos; справа внизу автограф: Picasso
Офорт помещен в первых 56 экземплярах книги: Zervos Ch. Picasso. Œuvres. 1920—1926. Paris 1926
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 112370
Происхождение: ГМНЗИ, ранее — в собраниях К. Зервоса (Париж) и С.М. Ромова (Москва)2
Выставки: 1966, ГМИИ; 1967, Эрмитаж; 1973, ГМИИ, кат. 73
Литература: Bloch, № 56.
58. Прическа. 1923
Литография. 26,1×16,7; 38×28,2. На оттиске слева внизу: 8/50; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 113127
Происхождение: ГМНЗИ
Выставки: 1966, ГМИИ (Туалет); 1967, Эрмитаж; 1973, ГМИИ, кат. 74 (Туалет)
Литература: Bloch, № 64.
59. Лежащая женщина. 1924
Литография. 21,6×30; 28,5×38. На оттиске слева внизу: 8/50; справа внизу автограф: Picasso
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 113126
Происхождение: ГМНЗИ
Выставки: 1966, ГМИИ; 1967, Эрмитаж; 1973, ГМИИ, кат. 75
Литература: Bloch, № 68.
60. Удаление с арены убитого быка. 1945
Литография. 16×30,3; 38,2×56,5. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Закончена на камне в декабре 1945 г., отпечатана в июле 1959 г.
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119624
Происхождение: с 1959 — собрание Д.А. Канвейлера
Литература: Bloch, № 386.
61. Франсуаза-солнце. 15 июня 1946
Литография. 53,8×45; 66×50. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119617
Происхождение: с 1946 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1973, ГМИИ, кат. 76
Литература: Bloch, № 404.
62. Молодая женщина в корсаже с узором из треугольников. 18 мая 1947
Литография. 54,0×43,5; 65,6×50,2. На оттиске слева внизу автограф: Picasso; справа внизу: Epreuve d'artiste
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400948
Происхождение: с 1947 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 456.
63. Ваза с цветами на узорчатом ковре. 24 июня 1947
Литография. 45,8×57,7; 50,5×66. На камне слева внизу, зеркально: 24 juin 47. На оттиске слева внизу, красным карандашом, автограф: Picasso; ниже: Epreuve d'artiste
Тираж 50 экземпляров (отпечатан в июле 1959 г.)
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.Л. Канвейлера), инв. № 400949
Происхождение: с 1959 — собрание Д.Л. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж; 1977, Эрмитаж, кат. 235
Литература: Bloch, № 459.
64. Композиция. 21 ноября 1948
Литография. 64,3×49,5; 65,1×49,5. На оттиске, внутри изображения, посередине внизу автограф: Pour Ilya Ehrenbourg Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121237
Происхождение: дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 578.
65. Голова. 1948
Литография. 64,2×49,4; 65,4×49,5. На оттиске внизу автограф: Pour Ilya Ehrenbourg Picasso
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121238
Происхождение: дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: В каталоге эта литография Блоха не отмечена
Литография очень близка к листам, исполненным 21 ноября 1948 г. (Bloch, № 579, 580), и с большей долей вероятности может быть отнесена к этой же дате.
66. Женщина в кресле. 4 декабря 1948
Литография, 4-е состояние. 69,5×53; 76×55,5.
На оттиске внизу автограф: Pour Ilya Ehrenbourg Picasso.
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121239
Происхождение: дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Выставки: 1966, ГМИИ (Женщина в польском плаще); 1967, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1353.
67. Женщина в кресле. 3 января 1949
Литография, 5-е состояние. 69,5×54,5; 76×56. На оттиске внизу автограф: Pour Ilya Ehrenbourg Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121240
Происхождение: дар Инкассо И.Г. Эренбургу
Выставки: 1966, ГМИИ (Женщина в польском плаще); 1967, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 588.
68. Гримаса. 8 марта 1949
Литография. 64,6×49,6; 65×49,7. На камне/ справа вверху: 8.3.49. На оттиске посередине внизу автограф: A Ilya Ehrenbourg Picasso
Тираж50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121241
Происхождение: дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 596.
69. Летящий голубь (на черном фоне). 9 июля 1950
Литография. 49,8×64,4; 50,2×65,9. На камне справа внизу: Dimanche 9 juillet 50 I. На оттиске справа внизу автограф: Picasso; ниже: Epreuve d'artiste
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400950
Происхождение: с 1950 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 676.
70. Летящий голубь. 9 июля 1950
Литография. 55×70; 56,5×76,5. На камне внизу правее середины, зеркально: Dimanche 9 juillet 50 IV. На оттиске слева внизу автограф: Picasso; ниже: Epreuve d'artiste
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119618
Происхождение: с 1950 — собрание Д.А. Канвейлера
Литература: Bloch, № 679.
71. Головы и камень. 26 ноября 1950
Литография. 46,8×60,5; 50,4×66. На камне слева вверху: DIMANCHE 26.11.50. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400951
Происхождение: с 1950 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 682.
72. Пика. 26 ноября 1950
Литография. 45,8×59,5; 50,2×65,6. На камне внизу левее середины: 26.11.50. На оттиске слева внизу, чернилами, автограф: Pour Ehrenbourg Picasso Vallauris le 16.5.54; справа внизу, красным, автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121242
Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 683.
73. Летящий голубь на фоне радуги. 10 октября 1952
Цветная литография с восьми камней. 50,5Х65,6; 54,9×76,5. На камне справа внизу: Picasso 10.10.52
10-м октября 1952 г. датируется литография, отпечатанная черным; литография в красках была отпечатана тиражом в 238 экземпляров несколько позднее.
Собрание: Эрмитаж (с 1964, дар Союза художников СССР), инв. № 396841
Происхождение: собственность Союза художников СССР (Москва)
Литература: Bloch, № 712 (указывает размер оттиска черным: 45,0×62,0).
74. Голова на черном фоне. 9 мая 1953
Литография. 69,3×54,3; 74×56. На камне справа вверху, зеркально: Paris 9 mai 53. На оттиске слева внизу, чернилами, автограф: A Ehrenbourg Picasso Vallauris 16.5.54 —, справа внизу, красным, автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121235
Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 742.
75. Женский торс. 1953
Акватинта. 83,4×47,3; 91,4×63,7. На оттиске слева: Epreuve d'artiste: справа, черными чернилами, пером, автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400958
Происхождение: с 1953 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 746.
76. Танцы. 13 февраля 1954
Литография. 48×62; 50×65. На камне слева внизу: 13.2.54. На оттиске слева внизу, внутри изображения, зеленым, автограф: Picasso; слева внизу: Epreuve d'artiste
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119619
Происхождение: с 1954 — собрание Д.А. Канвейлера
Литература: Bloch, № 750.
77. Игра в быка. 14 февраля 1954
Литография. 47,5×64; 50×65. На камне справа внизу: 14.2.54. На оттиске справа внизу, чернилами, автограф: Pour cher Ehrenbourg Picasso Vallauris 16.5.54
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121224
Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 751.
78. Танец с бандерильями. 14 февраля 1954
Литография. 47,5×63,8; 50,1×65. На камне справа вверху: 14.2.54.II. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste: справа вверху, красным карандашом, автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400952. В ГМИИ имеется оттиск этой литографии (с 1972, из собр. И.Г. Эренбурга), инв. № 121223, с автографом справа вверху, чернилами: Pour mon cher Ehrenbourg Picasso Vallauris le 16.5.54
Происхождение: с 1954 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж; 1977, Эрмитаж, кат. 236
Литература: Bloch, № 752.
79. Семья комедианта. 16 февраля 1954
Литография. 49,7×64; 49,7×64,3. На камне справа внизу: 16.2.54. На оттиске справа внизу, чернилами, автограф: A Ehrenbourg Picasso le 16.5.54
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121230
Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 753.
80. Труппа актеров. 17 февраля 1954
Литография. 49×64; 50×65. На камне слева внизу: 17.2.54. На оттиске слева внизу, чернилами, автограф: Pour mon cher Ehrenbourg Picasso Vallauris le 16.5.54
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121229
Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Выставки: 1966, ГМИИ (Комедианты); 1967, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 754.
81. Три женщины и тореро. 17 февраля 1954
Литография. 50×64; 50×64,3. На камне справа внизу: 17.2.54 II. На оттиске справа внизу, чернилами, автограф: A toi mon cher Ehrenbourg Picasso Vallauris le 16.5.54
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121228. В ГМИИ имеется еще один оттиск этой литографии (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119620, с надписью слева внизу: Epreuve d'artiste и автографом справа внизу, тушью: Picasso (экспонировался на выставке: 1973, ГМИИ, кат. 77)
Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Выставки: 1966, ГМИИ (Тореро и три грации); 1967, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 755.
82. Репетиция. 21—26 февраля 1954
Литография. 49,5×64,7; 50×65. На камне справа вверху: 21.2.54/22/23/24/25/26. На оттиске справа внизу, чернилами, автограф: Pour Ehrenbourg Picasso Vallauris 16.5.54
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121231
Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Пикассо П.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 756.
83. Две модели. 8 марта 1954
Литография. 49,5×63; 49,6×63,5. На камне слева вверху: 18.3.54. На оттиске слева внизу, чернилами, автограф: Pour Ehrenbourg Picasso Vallauris le 16.5.54
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121225
Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 757.
84. Модель и два персонажа. 14 марта 1954
Цветная литография с четырех камней. 50Х65; 56×75,8. На камне слева внизу: 14.3.54. На оттиске слева внизу, чернилами, автограф: Pour Ehrenbourg Picasso Vallauris le 16.5.54
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121233. В ГМИИ имеется еще один оттиск этой литографии (с 1967, дар Д.Л. Канвейлера), инв. № 119621, с надписью слева внизу: Epreuve d'artiste и автографом справа внизу: Picasso
Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 759.
85. Мастерская старого художника. 14 марта 1954
Цветная литография с пяти камней. 33,6Х53,6; 50,4Х66,3. На камне справа внизу: 14.3.54.II. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.Л. Канвейлера), инв. № 400953. В ГМИИ имеются два оттиска этой литографии: первый (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119622, с надписью слева внизу: Epreuve d'artiste и автографом справа внизу: Picasso (экспонировался на выставке: 1973, ГМИИ, кат. 78); второй (с 1972, из собр. И.Г. Эренбурга), инв. № 121232, с автографом слева внизу, чернилами: Pour Ehrenbourg Picasso Vallauris 16.5.54.
Происхождение: с 1954 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж; 1977, Эрмитаж, кат. 237
Литература: Bloch, № 760.
86. Обнаженная модель. 18 марта 1954
Литография. 54×38; 64×42,5. На камне слева внизу, зеркально: 18.3.54. На оттиске слева внизу, чернилами, автограф: Pour Ehrenbourg Picasso Vallauris 16.5.54
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121226
Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Инкассо И.Г. Эренбургу
Выставки: 1966, ГМИИ (Художник и модель); 1967, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 761.
87. Две обнаженные модели. 18 марта 1954
Литография. 57,5×38; 63,6×42,6. На камне справа внизу, зеркально: 18.3.54. На оттиске справа внизу, чернилами, автограф: Pour mon ami Ehrenbourg Picasso Vallauris 16.5.54
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121227 Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 762.
88. Художник и модель. 30 марта 1954
Цветная литография с пяти камней. 50×64; 55,5×75,3. На камне слева вверху: 30.3.54. На оттиске слева внизу, чернилами, автограф: A Ehrenbourg Picasso Vallauris le 16.5.54
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121234
Происхождение: 16 мая 1954 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 765 (датирует: 25.3. 1954).
89. Маленький рисовальщик. 18 мая 1954
Цветная литография с пяти камней. 65×50,2; 66×50,6. На камне слева внизу: 18.5.54. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste —, левее середины внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400954
Происхождение: с 1954 — собрание Д.Л. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж; 1977, Эрмитаж, кат. 238
Литература: Bloch, № 768.
90. Сидящая женщина с поднятой рукой. 12 января 1956
Литография. 43×60; 50×65,8. На камне слева вверху: 12.1.56. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119623
Происхождение: с 1956 — собрание Д.А. Канвейлера
Литература: Bloch, № 791.
91. Наездница и клоуны. 28 ноября — 13 декабря 1957
Литография. 2-е состояние, оттиск красным. 50,5×69,5; 56×76,2. На камне справа вверху: 28.11.57; ниже, зеркально: 13.12.57. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа, красным, автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400955
Происхождение: с 1957 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 842.
92. Вакханалия. 25 ноября 1959
Цветная гравюра на линолеуме. 52,8×63,5; 62×75. На доске слева вверху, зеркально: 25.11.59. На оттиске слова внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119630
Происхождение: с 1959 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1973, ГМИИ, кат. 79
Литература: Bloch, № 930.
93. Наездница и клоуны. 28 ноября 1957 — 6 марта 1961
Цветная литография с трех камней. 50×65; 56×76. На камне справа вверху, красным: 28.11.57; ниже, зеркально: 13.12.57; еще ниже, черным: 6.3.61; справа внизу, зеленым, зеркально: 13.12.57; внизу правее середины цифра: I. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу, синим, автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119625
Происхождение: с 1961 — собрание Д.А. Канвейлера
Литература: Bloch, № 844.
94. Маленькая вакханалия. 13 ноября 1959 — 12 декабря 1961
Цветная гравюра на линолеуме. 21,8×26,3; 44,1×62,3. На доске слева, зеркально, светло-коричневым: 13.11.59, темно-коричневым: 12.12.61. На оттиске слева внизу автограф: Picasso, ниже автограф: pour Ilya Ehrenbourg son ami Picasso le 12.6.62
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121210
Происхождение: 12 июня 1962 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Выставки: 1966, ГМИИ (Танец фавна под солнцем); 1967, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1020.
95. Завтрак на траве. 13 марта 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 52,8×64; 62×75,3. На доске слева внизу, голубым, зеркально: 13.3.62. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119634
Происхождение: с 1962 — собрание Д.А. Канвейлера
Литература: Bloch, № 1027.
96. Семейный портрет (четыре персонажа). 21 июня 1962
Литография. 48,6×63,7; 57×76,5. На камне слева вверху: 21.6.62. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу, желтым, автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400956. В ГМИИ имеется оттиск этой литографии (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119626, с такими же надписью и автографом.
Происхождение: с 1962 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж; 1977, Эрмитаж, кат. 239
Литература: Bloch, № 1030.
97. Семейный портрет (шесть персонажей). 6 июля 1962
Литография. 46,5×61,2; 56,2×76. На камне справа вверху, зеркально: 6.7.62. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу, зеленым, автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400957. В ГМИИ имеется оттиск этой литографии (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119627, с такими же автографом и надписью.
Происхождение: с 1962 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1031.
98. Женская голова. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 64×52,7; 75,1×61,7. На оттиске справа внизу автограф: Pour Ilya Ehrenbourg son ami Picasso le 12.6.62
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121206
Происхождение: 12 июня 1962 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Выставки: 1966, ГМИИ (Портрет Жаклин); 1967, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1063.
99. Большая голова. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 64×52,7; 76×61,8. На оттиске справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121217
Происхождение: собрание И.Г. Эренбурга
Литература: Bloch, N° 1066.
100. Голова женщины в венке. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 36,6×29,8; 63×44,5. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400966. В ГМИИ имеется оттиск этой гравюры (с 1972, из собр. И.Г. Эренбурга), инв. № 121209, с автографом внизу: Pour mon ami Ehrenbourg Picasso le 12.6.62
Происхождение: с 1962 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1068.
101. Женщина в шляпе. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 63×53; 75,1×61,7. На оттиске внизу справа и посередине автограф: Pour Ilya Ehrenbourg son ami Picasso le 12.6.62
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121207
Происхождение: 12 июня 1962 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Выставки: 1966, ГМИИ (Портрет Жаклин); 1967, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1072.
102. Женщина в шляпе с цветами. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 34,8×27,2; 62,2×44,2. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119632
Происхождение: с 1962 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1973, ГМИИ, кат. 80
Литература: Bloch, № 1075.
103. Женщина с распущенными волосами. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 35×27; 62,9×44,5. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste —, справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400962. В собрании ГМИИ имеется оттиск этой гравюры (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119633, с такими же автографом и надписью.
Происхождение: с 1962 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1079.
104. Женщина с лентой на голове. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 35×27; 62,6×44,3. На оттиске справа внизу автограф: Pour Ilya Ehrenbourg son ami Picasso le 12.6.62
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121208
Происхождение: 12 июня 1962 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Выставки: 1966, ГМИИ (Портрет Жаклин); 1967, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1081.
105. Спящая женщина. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 27×34,9; 44,3×62,5. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400963
Происхождение: с 1962 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1083.
106. Молодой человек в венке. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 35,1×27; 63×44,5. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119631
Происхождение: с 1962 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1973, ГМИИ, кат. 81
Литература: Bloch, № 1087.
107. Бородатый мужчина в венке из листьев. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 34,8×26,8; 62,5×44,2. На оттиске правее середины автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121221
Происхождение: собрание И.Г. Эренбурга
Литература: Bloch, № 1089.
108. Обнаженная у источника. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 52,6×63,7; 62×75,1. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400964. В ГМИИ имеется оттиск этой гравюры (с 1972, из собр. И.Г. Эренбурга), инв. № 121213, с таким же автографом (экспонировался на выставке: 1966, ГМИИ, «Женщина у источника»).
Происхождение: с 1962 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1093.
109. Испанка. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 35×27; 62,5×44,2. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400965
Происхождение: с 1962 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж; 1977, Эрмитаж, кат. 240
Литература: Bloch, № 1095.
110. Натюрморт с бутылкой. 1962
Гравюра на линолеуме. 64×53; 75,3×62,2.
На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа впизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119635
Происхождение: с 1962 — собрание Д.А. Канвейлера
Литература: Bloch, № 1099.
111. Натюрморт с бутылкой. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 64×52,8; 75,1×62. На оттиске справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121215
Происхождение: собрание И.Г. Эренбурга
Литература: Bloch, № 1100.
112. Натюрморт под лампой. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 53×64; 62×75,1. На оттиске справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121216
Происхождение: собрание И.Г. Эренбурга
Литература: Bloch, № 1101.
113. Натюрморт под лампой. 1962
Цветная гравюра на линолеуме. 64×53; 75,1×62. На оттиске справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121214
Происхождение: собрание И.Г. Эренбурга
Выставки: 1966, ГМИИ; 1967, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1102.
114. Головы. 15—17 января 1963
Цветная гравюра на линолеуме. 64×52,8; 75×62. На доске посередине, зеркально, светло-коричневым: 15.1.63; справа, темно-коричневым: 17.1.63. На оттиске справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121211
Происхождение: собрание И.Г. Эренбурга
Литература: Bloch, № 1104.
115. Голова. 17 января 1963
Цветная гравюра на линолеуме. 64×52,8; 75×62. На доске справа внизу, зеркально: 17.1.63. На оттиске справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121212
Происхождение: собрание И.Г. Эренбурга
Литература: Bloch, № 1105.
116. Женщина в шляпе. 1963
Цветная гравюра на линолеуме. 53,7×39,5; 62,5×44,3. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400967. В ГМИИ имеется оттиск этой гравюры (с 1972, из собр. И.Г. Эренбурга), инв. № 121220, с таким же автографом
Происхождение: с 1963 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж; 1977, Эрмитаж, кат. 241
Литература: Bloch, № 1145.
117. Семейная сцена. 1963
Цветная гравюра на линолеуме. 40×53,3; 50,5×65,4. На оттиске справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121218
Происхождение: собрание И.Г. Эренбурга
Выставки: 1966, ГМИИ (из гоголевского альбома); 1967, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1146.
118. Дама в платье с воротником. 1963
Цветная гравюра на линолеуме. 53,3×40; 62,5×44,2. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119636
Происхождение: с 1963 — собрание Д.А. Канвейлера
Литература: Bloch, № 1147.
119. Мужчина в костюме с брыжжами. 1963
Цветная гравюра на линолеуме. 53,3×40; 65,4×50,5. На оттиске справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121219
Происхождение: собрание И.Г. Эренбурга
Литература: Bloch, N° 1148.
120. Курильщик. 27 августа 1964
Цветная акватинта. 41,4×31,6; 56,2×41. На доске посередине вверху, зеркально: I 27.8.64. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400959
Происхождение: с 1964 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1169. Эстамп принадлежит к числу одиннадцати одноименных гравюр в технике акватинты, акватинты и офорта, цветной акватинты, цветной гравюры мягким лаком, исполненных
Пикассо между 19 августа и 8 сентября 1964 г. (Bloch, № 1165—1173, 1175—1176).
121. Обнаженные с зеркалом. 1 марта 1965
Акватинта, сухая игла, рулетка. 38,3×27,5; 57,7×43,2. На доске справа вверху, зеркально: 1.3.65.II. На оттиске справа внизу автограф: Picasso; ниже правее середины, коричневым, автограф: Pour mon ami Ehrenbourg Picasso 6.2.67
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121243
Происхождение: 6 февраля 1967 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 1199.
122. Художник за работой. 2 марта 1965
Акватинта. 38,5×27,6; 57,4×43,7. На доске слева внизу, зеркально: 2.3.65.II. На оттиске внизу, коричневым, автограф: Pour Ehrenbourg Picasso 6.2.67; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121244
Происхождение: 6 февраля 1967 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 1201.
123. Обнаженные с зеркалом. 9 марта 1965
Акватинта, сухая игла, рулетка. 27,1×37,7; 43×51,2. На доске справа вверху, зеркально: 9.3.65. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400960. В собрании ГМИИ имеется оттиск этой гравюры (с 1972, из собр. И.Г. Эренбурга), инв. № 121246, с автографом справа внизу: Picasso и левее, коричневым: Pour Ehrenbourg Picasso 6.2.67
Происхождение: с 1965 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1208.
124. Художник и его модель. 10 марта 1965
Офорт, акватинта, рулетка. 22,2×32,3; 32,8Х44,8. На доске слева вверху: 10.3.65.I. На оттиске внизу, коричневым, автограф: Pour топ ami Ehrenbourg Picasso 6.2.67; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121245
Происхождение: 6 февраля 1967 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 1209.
125. В мастерской. 13 марта 1965
Сухая игла, акватинта, рулетка. 32,2×46,8; 46×61,5. На доске внизу посередине, зеркально: 13.3.65.I. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 119628
IIроисхождение: с 1965 — собрание Д.А. Канвейлера
Литература: Bloch, № 1219.
126. В мастерской. 13 марта 1965
Сухая игла, акватинта. 32,2×46,8; 46×61. На доске в левой верхней части, зеркально: 13.3.65.III. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.А. Канвейлера), инв. № 400961
Происхождение: с 1965 — собрание Д.А. Канвейлера
Выставки: 1968, Эрмитаж
Литература: Bloch, № 1220.
127. В мастерской. 14 марта 1965
Офорт, рулетка. 24,6×38,2; 39,2×52. На доске справа внизу, зеркально: 14.3.65.1. На оттиске слева внизу: Epreuve d'artiste; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: Эрмитаж (с 1967, дар Д.Л. Канвейлера), инв. № 119629
Происхождение: с 1965 — собрание Д.А. Канвейлера
Литература: Bloch, № 1222.
128. В мастерской. 15 марта 1965
Акватинта, сухая игла. 24,7×38,2; 39×51,7. На доске справа внизу, зеркально: 15.3.65.1. На оттиске справа внизу автограф: Picasso; ниже посередине, коричневым, автограф: Pour mon ami Ehrenbourg Picasso le 6.2.67
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121247
Происхождение: 6 февраля 1967 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 1224.
129. В мастерской. 15—16 марта 1965
Офорт, акватинта, рулетка. 24,6×38,1; 38,8Х52. На доске справа внизу, зеркально: 15/16.3.65.III. На оттиске внизу, коричневым, автограф: Pour Ehrenbourg son ami Picasso 6.2.67; справа внизу автограф: Picasso
Тираж 50 экземпляров
Собрание: ГМИИ (с 1972), инв. № 121248
Происхождение: 6 февраля 1967 г. дар Пикассо И.Г. Эренбургу
Литература: Bloch, № 1228.
Книги
130. Pierre Reverdy. Le Chant des morts. Poèmes. Lithographies originales de Pablo Picasso. [Paris], Tèriade éditeur, [1948]. (Пьер Реверди. Песнь мертвых. Поэмы. Оригинальные литографии Пабло Пикассо [Париж, 1948]).
42,8×32,5. Не сброшюрована, в обложке, переплетной папке и футляре.
Тираж 270 (250 + 20) нумерованных и подписанных поэтом и художником экземпляров. Экземпляр XVII (из числа двадцати, не поступающих в продажу) с автографами П. Реверди и Пикассо. Оттиски литографий исполнены на ручных станках в мастерской братьев Мурло, текст, написанный П. Реверди от руки, факсимильно воспроизведен в мастерской братьев Драежер. Книга закончена печатанием иод руководством Териада для издательства «Verve» в Париже 30 сентября 1948 г. Обложка, авантитульиые и титульный листы, страницы книги декорированы 124 литографиями Пикассо, отпечатанными красным.
«Песнь мертвых» — единственная большая книга, сделанная Пикассо по заказу выдающегося французского издателя Териада, с которым он сотрудничал в течение многих лет в известных его художественных сборниках «Minotaure» (1933—1936), а затем «Verve» (1937—1960; 1948, № 19—20; 1951, № 25—26; 1954, № 29—30 целиком посвящены творчеству Пикассо). Пикассо, имевший ко второй половине 1940-х гг. большой опыт работы в книге, долго обдумывал решение этого издания. После ряда проб он отказался от традиционных форм иллюстрирования. Специфически «каллиграфический» характер написанных поэтом от руки стихотворных строк привел художника к мысли обратиться к нефигуративным графическим знакам, непосредственно соприкасающимся с текстом на полях страниц и занимающим свободные их части, энергично вторгающимся между строками текста. Эти ярко-красные рисунки-знаки, имеющие как бы некое магическое значение, исполнены сочными мазками кисти и находятся в сложном подвижном равновесии с тонкой черной перовой вязью шрифта. Таким образом в книге достигнуто художественное единство плоскости каждого страничного разворота и всего издания в целом.
Собрание: Эрмитаж (с 1975, дар Л.П. Делекторской), инв. № У 1753
Происхождение: собрание Л.П. Делекторской (Париж)
Литература — . Bloch, № 524 (Livres, № 50); Hommage à Tériade. [Catalogue de l'exposition). Paris, 1973, p. 140, 142, ill. 188—191.
131. Poesie de mots inconnus. Poèmes de Akinsemoyin, Albert-Birot, Arp, Artaud..., orné par Arp, Braque, Bryen, Chagall..., [Paris Le Degré 41, 1949 (Поэзия певедомых слов. Стихи Акенсемуаен, Альбер-Биро, Арпа, Арто..., украшенные Арпом, Браком, Брианом, Шагалом... [Париж] 1949)
17,6×13,7. Не сброшюрована, в пергаментной обложке и футляре, состоит из 29 сложенных вчетверо листов (около 32×25 каждый) с текстами и оттисками гравюр и литографий разных авторов.
Тираж 158 (115 + 41 + 2) нумерованных и подписанных издателем книги Илиаздом экземпляров (в выходных данных ошибочно — 157). Экземпляр XXXIX (из числа 41), отпечатанный для Л. Делекторской, с автографом Илиазда и датой (10.4.50).
Издание осуществлено Илиаздом и по его макету. Гравюры резцом отпечатаны на ручных станках в мастерской Р. Лакурьера, литографии — на ручных стайках в мастерской братьев Мурло. Книга закончена печатанием для «Degré 41» в Париже 2 августа 1949 г. Издание включает одну гравюру и две литографии Пикассо:
Лист 5. Гравюра резцом. 15,6×11,8 (левый и верхний края доски уходят за края листа), помещена на листе вместе с тремя «песнями» П. Альбер-Биро.
Лист 20. Литография. 32,5×25,5 (края камня уходят за край листа), представляет поэтический текст Пикассо, написанный от руки и литографированный автором. Лист 26. Неизвестные буквы. Литография. 16×12,5 (правый и нижний края камня уходят за края листа), представляет имитацию страницы рукописного текста, помещена на листе вместе с выходными данными книги. Создатель этой книги — Илиазд (настоящее его имя Илья Михайлович Зданевич, 1894—1975) — поэт, активный участник русского литературно-художественного авангарда 1910-х гг.; он родился в Тифлисе, в молодости жил в Петербурге и Москве, затем снова в Тифлисе, а с 1921 г. в Париже, где принадлежал к кругу сюрреалистов; начиная с 1940-х гг. выступал главным образом как издатель, сам формировавший облик своих книг и привлекавший к участию в них крупнейших художников, в частности, многих своих старых друзей по искусству 1920—1930-х гг. «Поэзия певедомых слов» — одна из девяти книг, созданных Илиаздом в сотрудничестве с Пикассо. Сотрудничество это длилось свыше тридцати лет (1940—1972) и вышло за рамки обычных отношений издателя с художником, перейдя в конце 1940-х гг., когда Илиазд подолгу жил на юге Франции, неподалеку от Пикассо, в дружбу. «Поэзия неведомых слов» — третья книга, изданная Илиаздом при участии Пикассо, и единственная, к которой он привлек, помимо Пикассо, многих художников — Г. Арпа, Ж. Брака, Ж. Вийона, А. Джакометти, Ф. Леже, А. Лоранса, А. Матисса, X. Миро, Л. Сюрважа, М. Шагала и других, а в число избранных им поэтических текстов включил стихи В. Хлебникова, А. Крученых, М. Сейфора, Т. Тцара.
Собрание: Эрмитаж (с 1973, дар Л.Н. Делекторской), инв. № У 1731
Происхождение: с 1950 — собрание Л.И. Делекторской (Париж)
Выставки: 1974, Эрмитаж, Памятники культуры и искусства, приобретенные музеем в 1973 г., кат. 27
Литература: Bloch, № 629—631, Livres, № 54; La rencontre Iliazd — Picasso. Hommage à Iliazd. [Catalogue de l'exposition], Paris, 1976, III; Iliazd. [Catalogue de l'exposition], Paris, 1978, p. 113.
Примечания
1. Первым указывается размер оттиска, вторым — размер бумажного листа.
2. Сергей Матвеевич Ромов — журналист, художественный критик, в 1906—1928 гг. жил во Франции.