(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
Новости
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

На правах рекламы:

https://loverating.ru/site/sajt-znakomstv-mylove/ loverating.ru.

Глава двадцать пятая. Вот теперь она действительно исчезла

А что же Ольга Хохлова?

Она умерла в Каннах в полном одиночестве, и произошло это 11 февраля 1955 года. Как написано в одной из биографий, ее «подточило страдание оскорбленного в лучших чувствах человека, а "доел" рак, — как теперь установили американские исследователи, болезнь угнетения, страха и обиды».

В 1953 году она тяжело заболела. Болезнь эта протекала долго и мучительно. Конечно, она не бедствовала, более того, она была весьма богатой женщиной. Но ее буквально уничтожало осознание того, что Пикассо «сжег» ее...

Последние месяцы своей жизни она провела в больнице на Лазурном Берегу, неподалеку от городка Гольф-Жуан, где жили ее внуки.

Марина Пикассо, ее внучка, всегда очень хорошо отзывается о своей бабушке. В ее воспоминаниях читаем:

«Рождество в детстве — это еще и моя бабушка Ольга. Я была маленькой, но уже знала, что в этот день, как и каждое воскресенье, она приедет из Канн на автобусе, позавтракает с нами и уедет прежде, чем начнет темнеть. На Рождество она всегда привозила маленькую елочку, завернув ее в газетную бумагу, чтобы по дороге не осыпались иголки. Мы смотрели, как она распаковывала елочку, вешала на нее гирлянды и шары, которые с хитрым видом доставала из сумки, и устанавливала ее в углу спальни. Потом она преподносила каждому из нас по подарку: ящик оловянных солдатиков и игрушечные автомобильчики для Паблито, плюшевого зверька или обычную куклу, настоящую, которую я могла трогать, ласкать, тормошить, и никто не приказывал мне сперва вымыть руки.

Моя бабушка Ольга останется для меня идеалом бабушки, чем-то вроде волшебницы, обладавшей даром сглаживать все трудности, приручать демонов, обуревавших мать, поддержать авторитет отца, внести тихую гармонию. Мы любили запах ее духов, ее мелодичный акцент, изящество движений, ласковые заботливые глаза и уважение к другим».

Когда Марина и Паблито приходили навестить ее в клинике, где ей суждено было окончить свои дни, они никогда не слышали от нее жалоб на зло, причиненное ей дедушкой. Она говорила только, что он был великим художником, и настанет день, когда они смогут стать такими же, как и он. А когда Паблито сказал однажды, как ему надоело, что люди вечно называют его «малышом Пикассо», и принялся посмеиваться над дедушкиным ростом, она ответила:

— Сейчас ты маленький внук большого художника, но скоро ты станешь большим внуком маленького художника. Просто потерпи немного.

А еще Марина Пикассо пишет:

«Она всегда внимательно выслушивала жалобы матери, соглашалась с любым замечанием, а взрывы материнских эмоций уравновешивала добрым советом, высказанным очень спокойно. Она ободряла ее, утешала в горестях, прощала все злые слова и дела.

"Ну, ну, выше голову, Мьенна. Все уладится". У нее был ответ на все жизненные "почему".

Это было моим счастьем — иметь такую бабушку».

Ольга часто брала внуков на руки и разговаривала с ними. По сути, она была единственным человеком, от которого они в детстве слышали ласковые слова.

* * *

А вот Пикассо, живший по соседству, так ни разу и не пришел ее навестить, даже когда она умирала.

Ольга очень мучительно страдала от рака. Говорят, за год до смерти она случайно встретила Пикассо. Ранним утром на пляже в Ницце. Он не видел ее, а она первый раз за много лет так его и не окликнула, только долго смотрела вслед, как будто прощалась.

На ее похороны пришли только сын Пауло и несколько друзей: Великий Пикассо не смог оторваться от работы над картиной «Алжирские женщины».

Марина Пикассо после этого написала:

«Он возложил нашу бабушку Ольгу на алтарь своего эгоизма».

У биографа Пикассо Роланда Пенроуза читаем:

«Ольга, с которой он продолжал иногда видеться, чувствовала себя неважно и поселилась в Каннах. И хотя напряженность в их отношениях, приводившая к бурным сценам в 30-е годы, со временем ослабла, нынешняя семья Пикассо и его новые друзья служили барьером для их отношений. Пауло оставался единственным связующим звеном. В 1955 году Ольга скончалась. По словам Алисы Токлас, до конца дней остававшейся ее подругой и посещавшей ее в больнице, Ольга тепло отзывалась о Пикассо и их сыне, который, как она утверждала, был к ней добр и проявлял о ней заботу во время болезни».

* * *

Говорят, что в последние месяцы жизни Ольги ее постоянным спутником было отчаяние, усиливающиеся невозможностью вернуться в Россию, по которой она сильно тосковала. Бывшая маленькая балерина очень постарела. Можно сказать, что она просто выдохлась.

В момент, когда смерть пришла за ней, у Хохловой оставался только один Бог — Всевышний, которому она каждый день усердно молилась.

А еще говорят, что, узнав о ее смерти, Пикассо якобы произнес:

— Вот теперь она действительно исчезла... Маэстро ошибся. Красивый портрет, написанный им, навсегда остался свидетельством их любви1.

Ольгу похоронили на кладбище «Гран-Жа» в Каннах.

Примечания

1. В мае 2007 года портрет работы Пабло Пикассо с изображением Ольги Хохловой, написанный в 1921 году, был продан на торгах аукциона Christie's в Нью-Йорке за 18,5 миллионов долларов.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

 
© 2019 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика