а находил их.
Посещение Пауля КлееОсенью 1937 года одно непредвиденное событие заставило Пикассо ненадолго посетить Швейцарию. Оказавшись по соседству с Паулем Клее, он решил нанести ему визит в сопровождении своего друга Бернхарда Гайзера. После закрытия «Баухауза»1 Клее сбежал от нацистской тирании и нашел себе убежище в пригороде Берна. Хотя он уже в течение многих лет наблюдал за выдающейся карьерой Пикассо и ценил растущее влияние его творчества, эти два человека никогда не встречались. Клее был настолько скромен, застенчив и склонен по своему характеру к уединению, что когда он посетил Париж в 1912 году, привлеченный туда новейшими изобретениями кубистов, то не осмелился обратиться ни к Браку, ни к Пикассо, хотя и весьма восхищался их достижениями. В частности, талант Пикассо подействовал на Клее настолько глубоко, что он по возможности избегал ситуаций, в которых мог увидеть слишком много его произведений, из опасения, что поддастся их обаянию. По причине жизни в изгнании и обеспокоенности политическими событиями здоровье Клее уже успело пошатнуться, но он приветствовал Пикассо с большой теплотой. «Он был великолепен, держался очень достойно и заслуживал всяческого уважения и за свою позицию, и за творчество», — сказал мне Пикассо. Мастерская Клее производила приятное впечатление, и, в отличие от собственной студии Пикассо, все здесь выглядело очень опрятным и тщательно организованным; фактически для Пикассо это помещение казалось скорее лабораторией ученого, чем мастерской художника. Фрау Клее развлекала их, играя Баха, и два живописца расстались, полные еще большего взаимного уважения, чем когда-либо прежде. Сообщалось, что Пикассо описал Клее как «Паскаля-Наполеона», но только эта характеристика вовсе не являлась, как можно было бы подумать, некой загадочной или же зашифрованной ссылкой на характер либо достижения этих великих людей — нет, намного позже Пикассо заверял меня, что эти слова были в первую очередь комментарием по поводу внешности Клее, напомнившей ему про обоих великих французов. Он также отрицал, будто бросил по адресу Клее следующую двусмысленную и не весьма вежливую реплику, которую ему приписывали: «Вы — мастер малого формата, я — мастер большого». Примечания1. «Баухауз» — высшая школа строительства и художественного конструирования (дизайна), основанная в 1919 г. в Веймаре (Германия), а в 1933 г. упраздненная фашистами. Руководители (в первую очередь Вальтер Гропиус /Гроппиус/) разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств, пытаясь устранить разрыв между чистым и прикладным искусством. — Прим. перев.
|