а находил их.
ВыставкиПосле окончания последней войны спрос на выставки произведений Пикассо, большие и маленькие, был очень высок — больше, чем у любого другого художника. Здесь может быть полезным небольшое резюме сложившейся ситуации. Еще во время войны в Мехико состоялась ретроспективная выставка Пикассо, а его картины, показанные в Париже почти сразу вслед за освобождением города, вскоре отправились в лондонский музей Виктории и Альберта. Кроме того, на протяжении этих лет в изобилии проводились и не столь масштабные выставки Пикассо — менее полные и систематические по составу работ, выбранных для показа, но тоже вызывавшие большой интерес. В 1948 году Maison de la Pensee Française («Дом французской мысли») в Париже впервые представил публике 149 работ Пикассо в жанре керамики, а это составляло не больше одной десятой произведений, выполненных им к этому моменту, хотя он начал работать в Валлорисе всего лишь год назад. В следующем году та же галерея выставила шестьдесят четыре холста, написанных Пикассо за четыре предыдущих года, — главным образом портреты Франсуазы Жило и Клода. На венецианском бьеннале1 1950 года тоже организовали ретроспективу его творчества, хотя и сравнительно маленькую. Год тысяча девятьсот пятьдесят первый был годом семидесятилетия Пикассо, и в дополнение к празднованиям в Валлорисе была запланирована целая серия выставок в самых разных местах по всему миру. В Токио экспонировались рисунки и литографии. В Лондоне Институт современных искусств открыл значительную ретроспективную выставку рисунков Пикассо, больше половины экспонатов которой предоставил в пользование сам художник. Но самым памятным и незабываемым событием стала проведенная все в том же «Доме французской мысли» большая экспозиция скульптуры, сопровождавшейся рисунками, причем большинство из них выставлялось впервые. Именно тогда весь мир начал понимать величие Пикассо как скульптора. В июне 1953 года в Лионе открылась крупная ретроспективная выставка его картин, и ближе к концу лета большинство показанных там полотен перебралось в Рим, а впоследствии — в Милан. В Италии эта выставка, и без того уже значительная по размеру, пополнилась произведениями, которые прибыли прямо из Валлориса, включая оба панно «Война» и «Мир». Той же зимой совершенно независимо от этих показов была проведена выставка творчества Пикассо в крупной бразильской метрополии Сан-Паулу. Третья выставка в «Доме французской мысли» открылась летом 1954 года. Необычайный интерес вызвало присутствие на ней тридцати семи картин, предоставленных взаймы советской Россией из коллекции, отобранной у Щукина. Их уже выставляли предыдущей осенью в одной маленькой частной галерее в Риме. Теперь эти произведения дополнили несколькими ранними работами Пикассо вроде портрета 1903 года «Челестина», предоставленного самим художником2, и семи полотен, написанных в промежутке от 1905 до 1914 года, из собрания Гертруды Стайн. Указанная выставка, включавшая картины из России, самая ранняя из которых датировалась 1900 годом, оказалась наиболее замечательным собранием раннего творчества Пикассо, которое когда-либо выставлялось. Все эти полотна были в превосходном состоянии, поскольку, хотя российские власти и скрывали их тогда от публики как опасные образчики западного загнивания, они хорошо о них заботились и хранили в наилучших условиях. Среди указанных работ были великие меланхолические картины голубого периода: «Арлекин с подругой» 1901 года и портрет Сабартеса 1901 года, где тот нежно поглаживает свою кружку bock'e (крепкого темного немецкого пива), а также превосходные полотна «Старый еврей» 1903 года и «Акробатка на шаре» 1905 года, где изображена маленькая девочка, балансирующая на шаре, — обе они принадлежали к этапу творчества Пикассо, называемому периодом saltimbanque (бродячих комедиантов)3. Эти полотна сопровождались некоторыми из самых мощных примеров работ Пикассо негритянского периода типа «Обнаженной в драпировке» 1907 года и «Жены крестьянина», написанных в Ла-Рю-де-Буа в 1908 году. Насколько мы можем судить по реакции Щукина на «Авиньонских девиц», он иногда колебался в выборе, особенно ближе к завершению своей карьеры как коллекционера. Но, видя это собрание сейчас, никто не мог усомниться в его замечательной проницательности. Одно из самых больших удовольствий зритель испытывал, стоя лицом к лицу с удивительным кубистическим портретом Амбруаза Воллара. К сожалению, эта уникальная возможность видеть потрясающую щукинскую коллекцию в Париже продолжалась всего несколько дней. Дочь Щукина, которая жила во Франции, предъявила претензии на эти работы Пикассо как на законно принадлежащие ей, и во избежание любых возможных осложнений русские предпочли закрыть указанную выставку и немедленно отправить свои картины морем назад в Москву. В результате политических перемен, происходивших в России, целый ряд перечисленных работ Пикассо теперь снова выставлен в музеях Москвы и Ленинграда, а в последние годы советские власти еще более расщедрились и предоставляли их в пользование крупным выставкам Пикассо в Брюсселе, Лондоне и Париже, где указанные произведения являлись главными представителями ранних периодов творчества художника. В 1954 году Пикассо жил в Валлорисе. Он сказал друзьям, которые поинтересовались, не хочется ли ему снова увидеть свои ранние работы, что у него нет ни малейшего желания ехать в Париж и что они должны ясно понимать следующее: он по-прежнему не любит выставки собственных произведений. «В прошлом я много лет отказывался экспонировать свои картины и даже не позволял, чтобы их фотографировали, — сказал он в беседе с Пьером Бодуэном. — Но потом, наконец, понял, что я должен выставляться — на самом деле, раздеваться догола. А это требует храбрости. Даже шлюхе, когда она разоблачается догола, нужна храбрость. Люди не понимают, чем они обладают, когда владеют какой-то моей картиной. Каждое полотно — это пузырек с моей кровью. Именно ее я влил туда». А выставки продолжались. Две из них были проведены в Париже летом 1955 года в честь его окончательного переезда в Париж, состоявшегося за пятьдесят лет до этого, а также в честь семьдесят пятого дня рождения Пикассо, который предстояло отмечать в следующем году. Ретроспективная выставка ста сорока трех работ художника в Музее декоративного искусства должна была показать всю невероятную и легендарную карьеру Пикассо от 1900 до 1955 года, иными словами, — от голубого периода до этюдов к «Алжирским женщинам». На нее прибыло из Америки много картин, принадлежащих частным коллекционерам, и также «Герника», которой с 1939 года пользовался нью-йоркский Музей современного искусства. К сожалению, в составе этой серьезной экспозиции недоставало «Авиньонских девиц»; впрочем, как мы знаем, эта картина присутствовала в Лондоне на выставке, организованной Институтом современных искусств в 1948 году, и позже в Париже, на выставке кубистов. Вторая экспозиция творчества Пикассо, состоявшаяся в Париже тем же летом 1955 года, проводилась в Национальной библиотеке. Это был весьма обширный обзор его достижений в сфере графики, на котором публика впервые смогла увидеть редкие печатные издания, составлявшие сюиту Воллара. Ту же самую выставку показывал следующей весной в Лондоне тамошний Совет искусств. Кроме того, в эти годы по всей Европе было организовано много других выставок рисунков и керамики, а также специальных экспозиций большого панно «Герники» с сопутствующими эскизами и набросками. В число этих показов входила и маленькая выставка в Барселоне осенью 1957 года — первая в этом городе за последние более чем двадцать лет. Однако самая значительная выставка живописи и скульптуры Пикассо из всех, что проводились когда-либо, была осуществлена в 1957 году Альфредом Барром в нью-йоркском Музее современного искусства. Оттуда эта экспозиция путешествовала в Чикаго и Филадельфию. Примечания1. Бьеннале — регулярное мероприятие, обычно культурное или художественное, которое проводится раз в два года. — Прим. перев. 2. Поразительный по силе реалистический портрет немолодой, сильной женщины с бельмом. — Прим. перев. 3. У нас его чаще называют переходным от голубого к розовому. — Прим. перев.
|