(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Некоторые картины 1958 года

Наверняка найдется не много событий, которые в большей мере были бы способны отвлечь Пикассо от работы, чем бой быков. Причина этого ясна. Бой быков, коррида, всегда снабжала его новым материалом. В 1958 году в Витсане это случилось еще раз. Возбужденный необычайно блистательным представлением и в то же время обеспокоенный сильным политическим кризисом 13 мая, который привел к власти генерала де Голля1, Пикассо в очередной раз вспомнил, сколь хрупкая штука жизнь, и картины, написанные им в этом настроении, принадлежат к тем, что вопиют о демонстративном неповиновении обществу и о полном пренебрежении его канонами. «Я писал это нецензурными словами», — произнес он, показывая мне большой холст, известный теперь как «Натюрморт с черепом быка», где пылающие красные и желтые краски, двойное отражение солнца в открытом окне и монументальная неподвижность увенчанного рогами черепа на переднем плане порождают у зрителя шок, напоминающий последствия смертоносного взрыва, внезапно грянувшего в отдаленном синем небе, когда все кругом, казалось бы, дышит спокойствием.

Тем же летом были написаны и другие крупные по размерам картины, но только не столь бурные и беспокойные по своей атмосфере, к примеру, «Залив в Канне»2. Пикассо выполнил также несколько портретов Жаклин, в очередной раз раскрывающих его неугасающую нежность по отношению к молодой женщине, и поразительно трогательную головку «Арлезианки», которую он написал голубиными перьями, толстым слоем покрывавшими пол его мастерской. Текучая свежесть, с которой краска находит свое место на холсте без всяких признаков применения кисти или ножа, кажется порождением некой одномоментной полнейшей спонтанности, но Пикассо ради отчета перед самим собою и ради того, чтобы просветить нас, выписал вдоль одной из кромок холста длинный перечень дат, показывающий, что он начал эту работу 8 июля и закончил 15 августа.

Примечания

1. Речь идет об алжирском кризисе 1958 г., связанном с борьбой Алжира (он был тогда французской колонией) за независимость. Под непосредственным руководством Шарля де Голля (1890-1970), твердо проводившего курс на самоопределение Алжира, была разработана конституция 1958 г., которая значительно расширила прерогативы президента Франции и исполнительной власти за счет парламента. Так начала свою историю существующая и поныне Пятая республика. Де Голль был избран ее первым президентом на семилетний срок, а затем переизбран, но был вынужден уйти в отставку и вскоре умер. — Прим. перев.

2. Ее размеры— 128 х 195 см, «Натюрморта с черепом быка» — 162 X 130 см. — Прим. перев.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика