а находил их.
На правах рекламы: • jeternel |
Фигуры и фонтанНесколько месяцев Пикассо с увлечением создавал цикл скульптур, которые должны были образовать группу играющих вместе фигур. Согласно его намерению, одна из этих фигур должна была функционировать в качестве фонтана — почти таким же образом, как знаменитый фонтан в Брюсселе с мальчиком, справляющим малую нужду. Первоначально эти, с позволения сказать, статуи были изготовлены из деревянных брусков от упаковочной тары, старых подрамников для холста, черенков метелок и прочих отходов, отбиравшихся из разного барахла, валявшегося без дела в его мастерской. В течение многих недель их высокие тонкие фигуры с крошечными головками, похожими на птичьи, и угловатыми жестами стояли, образовав кружок, еще в «Калифорнии», обмениваясь между собой знаками, словно бы позаимствованными из морской флажковой сигнализации. Затем осенью 1958 года они появились в новом обличье — отлитыми в бронзе и сгруппировавшимися именно таким образом, как задумывал Пикассо, но только вокруг воображаемого бассейна в центре галереи Луизы Лейрис1. Позже эти скульптуры показывали на выставке в Нью-Йорке, где критики, воодушевленные их новизной и комическими позами, оказали им необычно восторженный прием. Затем, уже летом 1960 года, они экспонировались в более подходящем для них месте — у озера в лондонском парке Баттерси. Жорж Салль уже показал, насколько высоко он ценит то, что другие критики, возможно, сочли бы легкомысленным, написав по поводу указанных фигур: «Все это могло бы показаться только бойким, шутовским и карнавальным спектаклем, если в странности этих существ не присутствовала бы пульсация самой тревожащей всех нас тайны: тайны жизни». Примечания1. Фактически это была галерея Канвайлера. Дело в том, что Канвайлер, ставший в 1937 г. французским гражданином, в начале второй мировой войны, памятуя о передрягах со своей коллекцией в предыдущую мировую войну, да еще и зная, как нацисты относятся к евреям, продал за символическую цену свое дело Луизе Лейрис, которая, как мы знаем, была сестрой его жены. Так появилась галерея Луизы Лейрис. После войны Канвайлер стал директором и, по сути, хозяином указанной галереи, пробыв в этом качестве почти до самой смерти (а умер он в 1979 г. в возрасте 95 лет). — Прим. перев.
|