а находил их.
Корриды и Музей Реатту в АрлеАрль — уникальное место для экскурсий. На роду у города, видимо, написано, что, несмотря на его малые размеры, всегда найдутся великие люди, готовые его обессмертить и вписать в большую историю. Бродя по Арлю, не перестаешь ловить себя на мысли, что ты в Риме, но не в современном, а в древнем — настолько, видно, сильна была здесь энергетика тех людей, которые вершили его древнюю и средневековую историю... Все началось с Юлия Цезаря, который в 49 г. до н.э. нашел в этом поселении, на берегу Роны, поддержку местных жителей в намерении построить флот и направить его против города Марселя (Массалии), поддерживавшего римского полководца Помпея — соперника Цезаря. Город Арль разделил триумфальную победу Цезаря и получил мощный толчок к развитию. В частности, был построен античный театр, диаметром 102 м, на 12 тыс. зрителей. (Теперь здесь с июля по август проходят знаменитые арльские фестивали и международные выставки фотографии.) Из досье «ИП»: бои на Арене Император Константин тоже не забывал об Арле и устроил здесь свои термы, которые сегодня показывают туристам как термы Константина. Лауреат Нобелевской премии певец Прованса, поэт Фердинанд Мистраль именно в Арле организовал в конце XIX в. этнографический музей, в котором собраны предметы народного быта, фотографии, а также кукольные макеты легендарного провансальского чудовища-людоеда — Тараски. Музей называется Арлатан и с 1906 г. располагается в бывшем дворце Лаваль-Кастеллан. Оставили в Арле воспоминание о себе и великие художники: Ван Гог, Гоген, Пикассо. Особенно Ван Гог. В 1888 г. в возрасте 35 лет, за два года до своей смерти, Ван Гог приехал в Арль, видимо, по двум причинам, — найти новую натуру и вылечить душу. Его метущаяся душа искала яркого света и буйных красок. Здесь он нашел все, что хотел. Из досье «ИП»: и «Подсолнухи», и отрезанное ухо Лечиться на юг Ван Гог приехал по совету своего брата Тэо. В поведении художника и даже в выборе красок для картин (сочетание желтого и фиолетового) врачи находили признаки раздвоения личности. Признавал это и сам Ван Гог. Какое-то время он лечился в Арле, в госпитале «Прибежище Господне». Сейчас на этом месте, на площади Феликса Рея, располагается так называемое мемориальное пространство Ван Гога и вовсю продаются репродукции его картин. Из средневековых памятников особого внимания заслуживает кафедральный собор Св. Трофима, который строился в период XII—XV вв. и поэтому отражает как романский, так и готический стили. На пути из Арля в соседний город Сен-Реми-ан-Прованс находится монастырь Сен-Поль-Музоле, в котором Ван Гог около года искал душевный покой. Здесь можно увидеть места, где он писал знаменитые пейзажи (в желтых и фиолетовых тонах). В Арле находится фонд Ван Гога, расположенный на улице 1-er Division Française Libre во дворце Луппе, недалеко от Арены. В фонде представлена выставка картин художников, на которых оказало влияние творчество Ван Гога. Одной десятой из этой талантливой компании хватило бы Ван Гогу для общения и самоутверждения, но, увы...
Произведения последних пятнадцати лет творчества Пикассо очень разнообразны и неровны по качеству. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968 гг.). Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин «Девушки на берегу Сены. По Курбе», 1950; «Алжирские женщины. По Делакруа» (1955); «Менины. По Веласкесу» (1957); «Завтрак на траве. По Мане» (1960). Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если они находили свое завершение в действительно превосходных картинах. Из досье «ИП»: саркофаги из музея Другой музей размещен в церкви Св. Анны (XVII в.): здесь собраны археологические находки римского периода. К сожалению, Венеры из Арля здесь больше нет: ее обнаружили в этой церкви, но потом передали Людовику XIV. После того как статую для Людовика отреставрировал Гирадон, ее поместили в Лувр. Но, к счастью, в церкви Св. Анны уцелели цветные мозаики. Когда-то они, должно быть, украшали роскошные галло-римские виллы: на одной из них «Похищение Европы», на другой — «Миф об Орфее», на третьей — знаки зодиака и времена года, а на четвертой — «Ясон, похищающий Золотое руно». Во дворце Великого приора Мальтийского ордена, прекрасном образце ренессансной военной архитектуры, расположен Музей Реатгу, рядом с Роной. Во время революции, когда собственность ордена распродавалась, дворец купил художник Ж. Реатту, который устроил здесь студию. В музее собрано много работ самого Реатту, представлено современное искусство, включая картины Пикассо и скульптуру О. Цадкина. Музей расположен в готическом особняке Отель-де-Кастеллан-Лаваль, здесь представлены история и фольклор Прованса. Во дворе находится так называемый Додекатейон — апсида маленького римского храма. Здесь воссоздан интерьер дома в Камарге со сценой из повседневной жизни (в данном случае это визит женщины с новорожденным). Восковые фигуры одеты в соответствии с изображаемой эпохой. В Арле родился знаменитый французский фотохудожник Люсьен Клерг, которого очень ценил Пабло Пикассо. Из досье «ИП»: Люсьен Клерг, поэт с фотокамерой Люсьен Клерг родился в 1934 г. в Арле. Фотографии обучался в родном городе у одного любителя, в свободное от своего увлечения время работавшего булочником. На первых снимках Клерга были изображены мертвые животные. Затем последовал ряд выдающихся работ, запечатлевших настоящую драму животных, убитых тореадорами на корриде. Но истинную славу мастеру принесли фотографии женского тела, погруженного в морские пучины или живописно омываемого ласковыми волнами. Серия «Обнаженные моря», начатая в 1956 г., экспонировалась на многих мировых выставках, а в 1967-м вышла отдельным альбомом. Поэт и художник Жан Кокто, посмотрев подборку его фотографий, сказал: «Клерг засвидетельствовал рождение Афродиты». Его Венера, поднимающаяся из морской пены, выглядит объемной. Миллионы брызг света рассыпались в ее волосах. Вся она — божество, возвышенный образ, воспетый в античных мифах. С помощью фотографии Люсьен Клерг творит настоящую магию мягких линий и чувственных форм, трансформируя их фактуру в скульптурные композиции. Он намеренно делает так, чтобы его модели «остыли» на прохладном воздухе и покрылись «гусиной кожей», а затем снимает их на фоне крупного песка, добиваясь почти осязаемого ощущения различных поверхностей. Вдохновленный природой и культурой Средиземноморья, в своих работах мастер рассказывает о бренности и смерти, и вместе с тем — о величии любви, жизни и нетленности истинной красоты. Приобретя известность, Люсьен Клерг смог сделать многое для развития фотоискусства в Европе. Еще 40 лет назад во Франции никто не считал фотографию подлинным искусством. В тот момент Люсьену Клергу и Жану-Мари Рукетту удалось открыть фотоотдел в маленьком Музее Реатту, коллекция которого начала пополняться работами Эдварда Вестона, Ман Рея и других. А в 1968 г. провансальские энтузиасты Клерг и Рукетт при поддержке писателя Мишеля Турнье основали фотофестиваль «Встречи в Арле». Сейчас этот фестиваль является старейшим в Европе и самым крупным во Франции событием такого рода. Люсьена Клерга первым среди фотографов приняли во Французскую академию изящных искусств, как настоящего мастера, заслуженно перенявшего славу художников-импрессионистов. Чистое искусство, без использования технических инноваций и компьютерных технологий, доступно не каждому. И потому «поэтами с камерой» до сих пор являются лишь немногие избранные. Недаром Люсьен Клерг твердо отказался от выгодного сотрудничества с глянцевыми журналами, выбрав внутреннюю свободу и независимость в творчестве.
|