а находил их.
Последние тринадцать лет: в окружении друзейВ 1955 г. скончалась жена Пикассо Ольга Хохлова. Жаклин Рок надеялась, что сразу после этого художник узаконит свои отношения с ней, но свадьба состоялась лишь в 1961 г., когда жениху было уже почти восемьдесят. Последние годы своей жизни Пикассо провел в роскоши. В сентябре 1958 г. он купил замок Вовенарг, неподалеку от дома, где некогда жил кумир его юности Поль Сезанн. В этот замок художник перевез собранную им коллекцию произведений искусства. Из книги Р. Пенроуза «Пикассо. Жизнь и творчество» В серии выполненных тогда же натюрмортов лютня и большой кувшин выглядят ухаживающими друг за другом в каком-то изысканном танце. На кувшине изображен новый знак, который можно было бы назвать логотипом Вовенарга. Это солнечный лик с четырьмя изогнутыми «щупальцами», исходящими от него на манер той древней эмблемы, что известна нам под названием свастики, или же астрологического знака Тельца с двумя добавленными рожками. Доминирующие цвета — бутылочно-зеленый и красновато-розовый — кажутся отблесками солнечного света, падающего на голый известняк горного склона, а затем профильтрованного глубокими тенями сосен, сочной и пышной травой с расположенных ниже лугов и здешней почвой охряного цвета. Есть в Вовенарге и вода, которую две причудливые головы, встроенные в каменную кладку террасы, струями извергают в два больших резервуара из неотесанного камня — по одному вдоль каждой из сторон лестницы, ведущей к парадной двери. На самом деле это весьма изящные и уместные детали, разработанные португальскими каменотесами в XVI в. «Португальские они или испанские — это все равно», — прокомментировал сии архитектурные излишества Пикассо, думая, вероятно, о Веласкесе и желая настоять на иберийском характере своего нового дома. Благородство как самого замка, так и ландшафта Вовенарга было настолько всеобъемлющим и очевидным, что даже случайный посетитель, не говоря уже, разумеется, о новом владельце, не мог не стать жертвой этого великолепия и погрузиться в ностальгические размышления о древности здешних традиций. Но маститый живописец въехал сюда так, как если бы все вокруг принадлежало ему, Пикассо, испокон веков согласно неотъемлемому праву, данному ему по рождению и в силу происхождения. Он въехал и как крестьянин, и как важный вельможа-аристократ, а прежде всего — просто как художник, перебирающийся в новую мастерскую. Из книги А. Жиделя «Пикассо» Огромный зал замка он превратил в мастерскую. Время от времени он бросает взгляд на бюст одного из бывших маркизов Вовенарга, установленный на камине XVIII в. Тем не менее художник не без гордости заявляет: «Я живу у Сезанна», которым он не переставал восхищаться. Что привлекает его в этом старинном замке? Может быть, что-то ему напоминает Эскориал? Как бы то ни было, Пикассо обретает здесь испанское вдохновение, что заставляет его писать степенные и строгие картины. Даже портреты Жаклин он пишет в испанском духе. В них много черного, темно-зеленого и ярко-красного. А ради забавы он изображает ее как знатную особу, назвав портрет «Жаклин де Вовенарг». Возможно, это поможет ей чувствовать себя в замке более комфортно. Неизвестно, почему Пикассо вдруг оставил Вовенарг в 1965-м и перебрался в тихую деревню Мужен (впрочем, и здешний его дом был чрезвычайно комфортным). Возможно, так хотела его новая пассия, старавшаяся оградить его от лишних посещений. Можно спорить, чего больше было в этом желании Жаклин — действительной заботы о покое мастера или банального эгоизма, но факт остается фактом: последние несколько лет Пикассо жил очень уединенно. Даже дети не всегда допускались на порог его дома. Из книги Р. Пенроуза «Пикассо. Жизнь и творчество» Однако, по мере того как наплыв людей становился невыносимым, само собой возникло другое решение. На рынке недвижимости выставили на продажу приличную виллу, обеспечивающую вполне достаточно места, — в прежние времена она была провансальским «mas», или хутором, — и Пикассо без малейших колебаний купил ее. Расположившись на холме неподалеку от Мужена, она обладала тем преимуществом, что оставалась достаточно изолированной, хотя до Канна от нее было всего-то примерно восемь километров. В отличие от Вовенарга, она недавно подверглась хорошему ремонту, а положение на вершине холма наделяло ее неприступностью, которой так недоставало «Калифорнии». Склоны окружающих холмов, покрытых деревьями и виноградниками, а также несколько деревенек, спускались по одну сторону вниз, к морю, а по другую — поднимались и росли, постепенно превращаясь в голые валы, которые образовывали собой отроги более низкой части Альп. Непрерывное строительство новых вилл, отелей и многоквартирных домов вдоль побережья здесь пока еще воспринималось как нечто достаточно отдаленное, чтобы казаться безобидным. На гребне холма выше виллы Пикассо стояла древняя часовня Нотр-Дам-де-Ви, которая и дала соответствующее название его новому имению. Из книги А. Жиделя «Пикассо» Наконец, по просьбе Пабло была организована коррида, где выступал знаменитый тореро Луи-Мигель Домингин. Накануне во Дворце выставок в Ницце был организован праздник в его честь, причем Пикассо в костюме из черной кожи выглядел намного моложе своих восьмидесяти лет. На торжество прибыли балетная группа из оперы Будапешта, танцоры-андалусцы, негритянские певцы, развлекавшие публику до двух часов ночи.
В начале 1970-х гг. о девяностолетнем Пикассо заговорили как о последнем живом классике века, точно изобразившем пропасть, над которой повисло человечество. Поль Элюар как-то провел анализ почерка Пикассо и в заключении написал такую фразу: «Любит страстно и интенсивно, убивает то, что любит», — пожалуй, так можно диагностировать многие людские страсти прошлого века. Из досье ИП: Поль Элюар, сюрреалистический коммунист Поэт участвовал в Первой мировой войне как санитар в госпитале, на фронте он написал сборник стихов, впервые подписавшись именем Поль Элюар. В 1918-м его «открыл» Жан Полан, он же познакомил его с Бретоном, Арагоном, Максом Эрнстом. Вместе с ними Элюар стал одним из основателей дадаизма, а затем сюрреализма. В 1923-м он порвал с дадаизмом, поссорился с Тристаном Тцара. В 1926-м вместе с другими сюрреалистами вступил в коммунистическую партию, в 1933-м был исключен за антисоветские высказывания. В 1929 г. Поль Элюар встречает Сальвадора Дали и с ним же позднее знакомит свою жену. Гала принимает решение уйти от Элюара к Дали, который по этому случаю написал «Портрет Поля Элюара». Дали высказался об этом так: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз». Накануне публикации сборника «Умирать оттого, что не умираешь», о котором Поль Элюар сказал, что это будет его последняя книга, он, не предупредив никого, отправился в путешествие. Гала и его друзья думали, что его уже нет в живых. Это путешествие вокруг света длилось семь месяцев. Тогда он повстречал Марию Бенц (Нуш), его новую музу, а в будущем супругу. В 1930 г. Гала окончательно ушла к Дали, а в 1934-м Элюар женился на Нуш. Во время Гражданской войны в Испании Поль выступал против франкистского движения. В те годы он сблизился с Пабло Пикассо, картина которого «Герника» вдохновила Элюара на написание поэмы «Победа Герники». В начале Второй мировой войны Поль обосновался в Париже и начал активную борьбу против оккупировавших Францию нацистов. Он писал стихи, чтобы поддержать дух партизан в годы движения Сопротивления. Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений Элюара «Свобода» были сброшены английскими самолетами над Францией. В 1942 г., уже в подполье, он был вновь принят в компартию. После войны поэта постиг новый удар — смерть любимой жены Нуш. Поль Элюар путешествовал по всему свету, участвуя в различных конгрессах, посвященных защите мира и как представитель движения сюрреалистов. В 1950 г., в Варшаве, он участвовал в работе Всемирного совета мира. В том же году познакомился с Доминик Лемор, они сочетались браком в 1951-м. Поль написал сборник стихов «Феникс», посвященных их отношениям и вновь обретенной радости жизни. В 1951 г. совместно с Пабло Пикассо выпустил сборник «Лик всеобщего мира». В феврале 1952-го поэт представлял французскую культуру на юбилее Виктора Гюго в Москве. 18 ноября 1952 г. Поль Элюар скончался от инфаркта и был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Из досье ИП: Жан Кокто, «хвост кометы» Пикассо Французский художник и писатель Жан Кокто (1889—1963) заявил себя в создании фильмов, балетов, опер, а также и живописи, поэзии и художественной литературе. Работы Жана Кокто носят на себе черты влияния сюрреализма, психоанализа, кубизма, католической религии и... опиума. Для своего времени Кокто был представителем авангардных течений. В числе его друзей были такие выдающиеся люди, как Пабло Пикассо, композитор Эрик Сати, писатель Марсель Пруст и русский меценат Сергей Дягилев. «Худшее для поэта — когда им восхищаются, не понимая его», — говорил Кокто. Жан Кокто родился в богатой парижской семье. Его отец был юристом и художником-любителем, он покончил жизнь самоубийством, когда Жану было девять лет, но, несмотря на это, его влияние на сына было значимым. Говорят также, что это трагическое событие оказало на Кокто сильное воздействие — он проникся чувством слабости человека как такового, которое позже он пытался восполнить, посвятив свою жизнь служению искусству и мистическим силам. Так поэзия стала для Кокто основой всего искусства и «религией без надежды». В пятнадцать лет Кокто ушел из дома. В школе он не был в числе первых учеников, несколько раз безуспешно пытался сдать выпускной экзамен. Его первый томик стихов «Лампа Алладина» вышел, когда Кокто было девятнадцать. Вскоре он стал известен в богемной среде художников под кличкой «Фривольный принц» — по названию книги стихов, которую он опубликовал в 20 лет. Американская писательница Эдит Вартон говорила, что он был человеком, «для которого каждая великая поэтическая строка была настоящим восходом солнца, а каждый восход солнца — основанием Божественного Города...» Кокто необычен и притягателен, как и те интерьеры, в которых он обитает. Разбросанные в беспорядке тетради и книги, развешанные по стенам рисунки, серебряные иглы, нефритовые кольца, янтарное яблоко с бриллиантовыми лепестками, золотые коробочки. А еще друзья и знакомые, словно драгоценная рама, обрамляющие бурную жизнь Кокто. И среди них самый преданный — Коко Шанель, оплачивающая его денежные счета и художественные прихоти. Именно в этот период Кокто стал общаться с Прустом, Андре Жидом и Морисом Барре, а также с правнуком Виктора Гюго, Жаном. В 1915 г. Кокто встретил Пикассо и попал под его влияние. «Я восхищался его умом и ловил каждое его слово, а говорил он мало. Бывало, мы долго молчали, и Варез не мог понять, почему мы безмолвно смотрим друг на друга. Когда Пикассо говорил, он использовал визуальный синтаксис, так что вы могли буквально "видеть", что он говорит. Он обожал формулы и фокусировал свою мысль в точную формулировку так же, как он выражал мысль в предметах искусства, так что вы могли дотронуться до них». (Из книги Пьера Кабанэ «Пабло Пикассо».) Кокто и поэт Аполлинер были свидетелями на венчании Пикассо с балериной Ольгой Хохловой. Они держали золотые венцы над головами невесты и жениха, когда те трижды обходили алтарь в русской православной церкви на улице Дарю в Париже. Дружба Кокто с Пикассо продолжалась даже и после того, как тот заметил в интервью: «Он не поэт... Жан всего лишь журналист». Пикассо иногда говорил: «Кокто — это хвост моей кометы». В 1937 г. в театр, где Жан Маре играл роли без слов, пришел Жан Кокто — поэт, художник, член Французской академии, сорокалетний эстет, сжигаемый страстью к опиуму. Заметив красавца с бездонными голубыми глазами и фигурой атлета, Кокто пригласил его к себе почитать пьесу. Там мэтр вдруг произнес ошеломляющую фразу: «Это катастрофа! Я вас люблю!» Страх перед всемогущим режиссером и мысли о блистательных возможностях заставили Маре солгать: «Я тоже». Маре решает: «Я сыграю роль влюбленного». Но никто, кого приближал Кокто, не мог его не полюбить. Ложь стала правдой. Когда Маре впервые появился в гостиной мэтра, он был малообразованным юношей. Начав со списка из классики мировой литературы, Кокто заставил его брать уроки у профессиональных живописцев, учил правилам этикета. Из мальчишки, у которого не было ничего, кроме симпатичной мордашки и упругого тела, Кокто делал актера.
Маре был хорошим учеником. Перед ним были два пути: превратиться в дешевую гей-проститутку, которую пользовал крупный поэт, или вырасти в его партнера. В результате их соединила больше чем страсть — их связала дружба творцов. Роман продолжался, однако поэт уже не мог жить без наркотика. «Опиум — это самый умный запах», — повторял Кокто слова Пикассо. Они с Маре расстались, прожив вместе десять лет и оставшись друзьями еще шестнадцать.
|