(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

На правах рекламы:

Футляр для бутылки из бересты — Предлагается Вашему вниманию бутыли, бутылки, сосуды, банки, пивные сифоны (brooklinbox.ru)

Фильм «Сила искусства. Пикассо. "Герника"»

BBC: Power of Art. Picasso (2006).
Документальный фильм BBC, один из сериала, в который входят также фильмы о Бернини, Рембрандте, Караваджо, Ван Гоге.
Продолжительность — 50:54 мин.

В 2006 году компания ВВС создала документальный сериал, каждая серия которого посвящена великим художникам прошлого: Рембрандту, Ван Гогу, Караваджо, Пикассо. Это фильм о самой масштабной антивоенной картине в творчестве Пабло Пикассо «Гернике», а также о его жизни и творчестве.

Пикассо пришел, чтобы низвергнуть каноны классических форм, сюжетов, сходства. Он воспевал культ сложности, интеллектуального подхода к изобразительному искусству и к его полотнам в частности.

Просматривая биографию мастера, можно заметить, что единственное, что волновало его — это по-новому сказать то, что уже некогда было сказано. Он всецело был поглощен творением своих полотен, и его совершенно не интересовала политическая ситуация в мире. Неожиданно для себя Пикассо увлекается картинами Гойи — свидетеля ужасов войны, а позже, в его творчество приходят неизменные образы, которые будут прослеживаться на протяжении всего творческого пути мастера: бык, лошадь, некто, несущий свет.

Это своеобразная подоплека тем событиям, которые развернутся позже во всем мире, и на которые Пикассо отреагирует как всегда творчеством. В январе 1937 года правительство испанской Республики обратилось с просьбой к Пабло Пикассо написать картину для Всемирной выставки в Париже. Конечно же, он соглашается, но не знает, что лучше изобразить. Художник ищет образы и не находит сюжета, заслуживающего написания.

26 апреля 1937 года городок Герника был практически стерт с лица земли фашистской эскадрильей «Кондор». С самолетов было сброшено 22 тонны бомб, в результате чего 70% зданий было полностью, или частично разрушено. Это факт шокировал мастера и подтолкнул к написанию полотна для Всемирной выставки.

Гласности кровавому событию в Испании придал английский журналист Джон Стир, который побывал в Гернике, общался с местным населением, отыскал осколки бомб с фашистскими клеймами.

После немецкой бомбардировки небольшого баскского городка, Пикассо напишет свою картину в рекордные сроки — менее чем за 1 месяц, а ее основные образы — мать с мертвым ребенком на руках, растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, женщина со светильником — определятся в первые дни работы, когда он будет стоять у холста более 12 часов.

Создание впечатляющего по размерам полотна (3,5 × 7,8 м) — не что иное, как реакция Пикассо на гибель ни в чем не повинных людей. В это время в творчестве художника преобладает тема и образ быка, который трактуется как некая разрушительная сила, смерть, хаос, война («Минотавромахия»). Можно предположить, что рекордные сроки написания картины заключаются именно в этом — апогеем развития темы и образа быка становится «Герника» — изобличающая весь ужас фашистской кампании.

Полотно выхватывает искаженные фигуры, которые, кажется, хаотично мечутся в закрытом пространстве, но это только первое впечатление. На самом деле композиция картины точно и строго организована.

Художник передает весь ужас, отчаяние, агонию, гнев людей, которые не могут найти выход из закрытого пространства с помощью ассоциативных связей художественных образов. Немыслимая реальность, смерть, трагедия, боль и гнев самого художника — все заключается во внутреннем смысловом движении полотна.

Тут также присутствует своеобразное противопоставление, ведь картина выполнена в черно-белых тонах. Как ночь и день, жизнь и смерть. Образы четкие, но переданы упрощенно, только обобщающие штрихи, — все остальное отброшено. Лица мужчины и матери, держащей на руках своего мертвого ребенка — оставлены только кричащий рот, отверстия ноздрей, глаза, которые сдвинуты куда-то выше лба. Не это ли гримаса ужаса и отчаянья, страшная маска разрушения и смерти?

Предметы разодраны на тысячи мелких осколков — художественная форма, которая также несет в себе смысловую нагрузку. В этой картине отсутствует какая-либо индивидуальность, которая могла бы сместить акценты и сузить общую идею.

Еще одним контрастом являются образы матери с мертвым младенцем на руках и быка. Страдание и равнодушие — едва ли не основной образ всей картины. Мрачное равнодушие безжалостной силы, тупой взгляд, высокомерное возвышение над гибнущими…

Примечателен образ женщины со свечой, которая подобна греческой богине. Она врывается с криком в это закрытое пространство, словно из другого мира, но ее никто не слышит… Противопоставление света свечи и искусственного света электрической лампочки также является важным контрастом — это эпическая битва доброго и зловещего света. Искусство против зла.

В картине зло не персонифицировано. Зритель не видит причину этого ужаса. Где-то в отдалении — языки пламени, но не бомб, не разрушений нет. Пикассо создал полотно вне времени, предвосхищающим события, названия которым еще не было. Ведь война, в которую будет вовлечен весь мир, начнется позже. Соответственно, намного позже образ быка будут отождествлять с фашизмом, которому чуждо сострадание и жизнь в принципе.

В ранних версиях картины еще были образы надежды и даже непокорности, но Пикассо все сильнее погружался в «Гернику» и постепенно не осталось ничего, кроме всеподавляющей трагедии. В ранней версии лошадь, со смертельным ранением в боку, сопровождал маленький крылатый конь Пегас — символ искусства и поэзии, который был рожден из этой раны, словно подтверждая, что кровь пролита не напрасно. Но в конце осталась лишь ромбовидная рваная рана в боку лошади прямо в центре картины. Упавший воин первоначально был крупнее и сильнее, его голову прикрывал шлем, такой же, как у героев древности, но Пикассо опрокинул воина на спину, рот его раскрыт, зияет как дыра — он беспомощен. Изображен лишь один цветок — как единственная надежда на будущую жизнь…

Это модерн, но он также отправляет нас вглубь веков, полных трагических историй. Это кубизм, но и трагическое произведение со скорбящими женщинами в пирамиде смерти. Это лишь рама и полотно, но в них сила камня. Ее не уничтожить бомбами, она несокрушима. Она заставляет нас чувствовать и проникает глубоко в душу.

Когда бомбы начинаю сыпаться с небес, искусство помогает нам остаться людьми.

Читайте также:

«Модильяни»
«Сила искусства — Пабло Пикассо»
«Тайна Пикассо»
«Приключения Пикассо»
«Прожить жизнь с Пикассо»

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика