(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
Новости
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Смерть друзей

Смерть Поля Элюара явилась первым из нескольких внезапных ударов, которые быстро последовали один за другим, всякий раз унося кого-то из старинных друзей. Уже много лет, как Андре Дерен перестал быть ему близким человеком, но новость о том, что тот умер в результате последствий несчастного случая, встревожила и огорчила Пикассо, тем более, что вскоре после этого пришло новое известие такого же рода — на сей раз о смерти еще одного сотоварища времен Бато-Лавуар, Мориса Рейналя, совсем недавно закончившего свою вторую книгу о Пикассо. А сам Пикассо рассказал одному из своих хороших знакомых, который как раз находился у него в тот момент, когда художник услышал печальную новость о кончине Рейналя, что имел привычку каждое утро бегло повторять имена своих самых близких друзей, и добавил с ощущением вины, что в тот день он пропустил Рейналя. «Но не вы же убили его», — произнес его собеседник. «Нет, — только и выговорил Пикассо, — но этим утром я забыл его».

Вскоре после этого пришла очередная скверная новость. Умер Матисс. Со времен войны Матисс жил в Ницце и, хотя значительную часть времени оставался прикованным к постели, продолжал трудиться над планами дальнейших работ в своей часовне в Вансе и делал большие композиции, выполненные из кусочков цветной бумаги, которые сам же и вырезал. Пикассо выработал у себя привычку часто навещать его, и при встречах они порой обменивались картинами и другими объектами, в числе которых была и вызывающая невольную тревогу подаренная Матиссом женская фигура в натуральную величину с Новых Гебридов1. К сожалению, никто не присутствовал во время их бесед, чтобы сделать правдивые записи о разговорах двух замечательных мастеров, и это тем более досадно, поскольку Матисс был потрясающим собеседником, и плоды любого обмена мнениями между ними после столь долгих лет знакомства и совместного опыта наверняка не были бы лишены интереса для всех, кто интересуется искусством.

Год спустя, в 1954 году, последовал очередной удар — еще одна смерть, на сей раз Фернана Леже2. Пикассо шел к тому, чтобы пережить свое поколение. Будучи одним из четырех художников, сыгравших основную роль в эволюции кубизма, Леже выработал собственный стиль и энергичную, живую интерпретацию действительности. В попытке популяризировать свое искусство он придерживался строгих и сугубо формальных ограничений. Картины Леже были настолько показательны как выражение его простой и сильной индивидуальности, что Пикассо, осмотрев за год до кончины своего давнего коллеги выставку его работ, вынес следующий приговор: «Леже не может ошибаться».

Примечания

1. Новые Гебриды — острова в юго-западной части Тихого океана. Сейчас на них располагается государство, Вануату. — Прим. перев.

2. Здесь описка: Леже умер 17 августа 1955 г. — Прим. перев.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

 
© 2019 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика