а находил их.
РазрывЗима 1953 года выдалась для Пикассо временем чрезвычайно горьким. Отношения между ним и Франсуазой Жило становились все более трудными, и в конце лета она вместе с детьми возвратилась в Париж, оставив его в Валлорисе одного. Широкую огласку получило высказывание Франсуазы о том, что она не хочет провести оставшуюся часть своей жизни с историческим памятником, и эта фраза отнюдь не была рассчитана на то, чтобы воззвать к чувству юмора Пикассо. Было бы нескромно пытаться установить причины разрыва этой любовной связи, которая, судя по всему, должна была стать очень счастливой как для нее, так и для Пикассо в его преклонные годы. То, что он испытывал к Франсуазе любовь, очевидно хотя бы из того, сколь много он воздал ее красоте в своем творчестве. Дети, которых она родила, были предметом обожания для них обоих, а их совместная жизнь как художников приносила взаимное удовлетворение, хотя близость Пикассо не могла хотя бы частично не затмевать таланта Франсуазы. Ту изоляцию, в которой очутился Пикассо после отъезда Франсуазы, до некоторой степени ослабил приезд его старой приятельницы, вдовы скульптора Маноло, умершего некоторое время назад1. Вместе с дочерью, которую почтенная сеньора привезла с собою, они присматривали за ним и помогали решать элементарные домашние проблемы, но горечь своего одиночества Пикассо мог смягчить только с помощью собственных усилий2. Примечания1. На самом деле это произошло довольно давно, в 1945 г. — Прим. перев. 2. Пикассо связывали когда-то с Тототтой Маноло близкие отношения, а приемная дочь Тототты и Уго Маноло, Росита, была его любимицей. Сейчас девочка превратилась в молодую красивую женщину, которая вызывала у Пикассо уже совсем иные чувства. Одно время все окружающие были уверены, что стоит Росите только пожелать, и она немедля станет мадам Пикассо. Но она этого не пожелала. — Прим. перев.
|