(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
Новости
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Заключение

История жизни и творчества Пикассо будет продолжаться еще долго после его смерти. Его огромная способность возрождаться и перерождаться сделала его «самым молодым художником в мире», потому что он никогда не позволял себе стать жертвой своего собственного успеха. Изобретение новых стилей и методов спасало его даже в весьма пожилом возрасте от закостенения собственной чувствительности и от ослабления эмоций.

В его жизни всегда присутствовали и никогда не уменьшались привязанность к друзьям и умение наслаждаться простыми удовольствиями. В громадном разнообразии его творчества наличествует постоянно действующая и все объединяющая напряженность, порожденная силой его индивидуальности, наличествует твердость решений, которые в итоге всегда способны положить конец колебаниям и сомнениям, и все это дополняется неизменной точностью его зрительной памяти.

Последовательность, настойчивость и непрерывность — эти качества всегда сохранялись в мыслях Пикассо и в его творчестве. Любовь к жизни, которая уже в юности понуждала его подвергать сомнению и пробовать на зуб все внешние проявления и кажимости, оставалась неизменной на протяжении всего присутствия Пикассо на этой планете, и для него никогда даже не вставал вопрос о том, чтобы смягчить тот вызов, который он неизменно бросал обычным представлениям об этике или красоте. Он никогда не был врагом красоты и поборником отвратительного уродства, каким некоторые пытаются его выставить, а заодно сделать так, чтобы и мы придерживались подобного мнения. Пикассо показывает нам бесконечное разнообразие форм, в которых красота и уродство чудесно уживаются.

В природе красота и уродство выступают как сложно переплетенные партнеры, и искусство Пикассо выражает подобную неразрывность через его любовь к природе в целом. Эта любовь Пикассо к природе ничем не ограничена, она простирается и на те качества, которые традиционно презираются. Именно там и именно так он часто делал свои самые удивительные открытия. Он — мусорщик, выкапывающий из грязи выброшенные туда богатства, и фокусник, создающий Венеру из ничего. Он был рожден с философским камнем в руке1. Есть буквальная истина в том, что его прикосновению приписывали то качество, которым обладал легендарный Мидас, поскольку, если принять во внимание божественный дар Пикассо, то каждый раз, когда его карандаш касался бумаги, любые каракули и мазня могли обретать конкретную ценность, выраженную в золоте.

Если бы Пикассо пожелал использовать в своих интересах то материальное богатство, которое создавал, он, возможно, занял бы место среди самых состоятельных людей земного шара2. Но даже такая слава не выдерживает никакого сравнения с богатством духа, произведенным им с таким щедрым великодушием и обладающим тем свойством, которое позволило ему совершенно обоснованно сказать: «Каждое полотно — это пузырек с моей кровью. Именно ее я влил туда».

Слава Пикассо теперь никем не оспаривается, и его будут помнить очень и очень долго. Всем большим живописцам свойственна та добродетель, что они учат нас смотреть и видеть, но лишь немногие из них умели делать это более неотразимо, чем Пикассо. Его властная мощь очаровывала тех, кто восприимчив, и бесила других, обижавшихся на то, что его блеск тревожил их и нарушал устойчивое течение жизни. Само искусство должно учить нас освобождаться от правил искусства, и именно этим занималось искусство Пикассо, лишенное поддержки всяческих теорий. Оно освобождало искусство от догм и вследствие этого освобождало нас от ложных концепций, предубеждений и слепоты. У нас есть также причина испытывать благодарность к Пикассо за брутальность, которую он широко использовал в своем творчестве, поскольку в наше время, когда везде так легко обнаружить признаки апатии и отчаяния, единственное, что может достучаться до наших сердец и преуспеть, — это одна только громогласная и решительная страсть. Как сказал он сам: «В нынешнее время моральной бедности главное — создавать энтузиазм». Если не пробудить в людях пылкую любовь, то никакая жизнь, а потому и никакое искусство не имеют ни малейшего смысла.

Примечания

1. Поиски т. н. «философского камня» — субстанции, позволяющей превращать обычные металлы в золото и серебро, а также получать эликсир долголетия (само слово «эликсир» происходит от арабского «аль-иксир» — философский камень), — были главной целью алхимии. — Прим. перев.

2. Общее количество произведений Пикассо оценивается в 20000, т. е. в среднем за каждый из 80 лет своей творческой жизни он создавал по 250 работ — по пять в неделю (!). — Прим. перев.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

 
© 2019 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика