а находил их.
Поездка в Голландию и скульптурыВ числе многих иностранцев, с которыми Пикассо познакомился в Париже, был начинающий голландский писатель по фамилии Шилпероорт, который летом 1905 года пригласил его погостить в своем доме в Шооредаме1. Целый месяц Пикассо с изумлением глазел на тамошний плоский ландшафт и на роскошные телеса голландских девушек, превосходивших его ростом на полторы головы. Когда каникулы подошли к концу, Пикассо возвратился в Париж с несколькими картинами, запечатлевшими этих девиц, пышные формы которых побуждали его подчеркнуть их скульптурные и монументальные качества. В живописном полотне под названием «Прекрасная голландка», где модель изображена обнаженной и в кружевном чепчике, Пикассо использовал палитру, ограниченную розоватыми и сероватыми тонами. Эта девушка — провозвестница колоссальных обнаженных фигур, которые он напишет в начале 1920-х годов, но данный эксперимент примечетелен также тем, что подтолкнул его к дальнейшим серьезным опытам в области скульптуры. Самая ранняя известная нам скульптурная работа Пикассо — маленькая статуэтка сидящей женщины, датированная 1901 годом. Имеются также две маски, выполненные в 1903 году, — пикадор со сломанным носом и «Слепой певец». Обе они исполнены напряженной экспрессии, вылеплены с большой чуткостью и, несомненно, связаны с картинами голубого периода. Вслед за этими скульптурными произведениями в 1905-1906 годах были созданы драматичный «Шут» и «Девушка, стоящая на коленях и расчесывающая волосы» с ее грациозными, но пышными формами, а также голова Фернанды и голова Алисы Дерен — обе эти работы являются замечательными портретами. Благодаря Воллару несколько лет спустя их оригиналы были отлиты в бронзе. Они привели Пикассо в такой восторг, что какое-то время казалось, будто скульптура могла одержать в нем верх над живописью, но, за несколькими исключениями, это блистательное начало не получало в творчестве Пикассо никакого продолжения вплоть до нового этапа, наступившего двадцать с лишним лет спустя. Наиболее совершенная из этих бронзовых скульптур — «Шут». Ему присуща грубая основательность благодаря шершавой, необработанной поверхности, которая ловит свет и рассеивает его по всему объему. Лицо шута нежно и исполнено поэтической чувственности, а шутовские колпак и корона распускаются у него на голове подобно цветку. Пикассо начал работать над этим произведением поздно вечером, вернувшись домой из цирка вместе с Максом Жакобом. Глина стремительно принимала облик его друга, однако на следующий день художник продолжил работу над этой вещью, и сходство с Максом сохранила только нижняя часть лица. Позднее был добавлен шутовской колпак, поскольку голова изменила свою индивидуальность. Примечания1. В других источниках эту местность называют Шоорл. — Прим. перев.
|