(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
Новости
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Первый классический период

Как раз в течение нескольких месяцев после поездки в Голландию в творчестве Пикассо наметилась очередная стадия, которая впоследствии получила название розового периода. К тому времени голубой период сменился периодом увлечения цирком с его шутами и арлекинами, где было меньше болезненной хрупкости, но зато больше склонности к рефлексии. Теперь им тоже суждено было кануть в забвение во имя более объективного подхода к тематике — подходу, в котором все более значительную роль должны были играть эстетические соображения. Удлиненность конечностей и экспрессивные деформации романского или готического происхождения были отставлены в сторону, и в творчестве Пикассо стало проявляться влияние, испытанное им в Лувре, когда он изучал греческую скульптуру примитивного и классического периода. Определенное воздействие оказало на него также продолжительное увлечение египетским искусством. В коллекции Тристана Тцары до самой его смерти хранился лист, сплошь исчерканный восхитительными набросками, в которых ярко проявляется широта тогдашних интересов Пикассо. Над фигуркой девочки-акробатки, помещенной в самом центре бумажного листа, в египетском стиле изображена женщина, нарисованная смелым, решительным штрихом. Характерно, что глаз на лице, нарисованном в профиль, выглядит так, будто лицо нарисовано в фас. Остальную часть листа заполняет пестрая смесь предметов и комических персонажей: мужчины, почти совершенно голые, не считая купальных плавок и шляп; маленький слоненок; павлин и гиппопотам, нарисованные в профиль, но с двумя глазами; ваза с цветами; чернильное пятно, превратившееся в голову негра, а в придачу — незавершенный набросок с изображением ворот, увенчанных куполом восточного храма. Все эти эскизы невелики по размерам, но значительны по содержанию.

Классическая тенденция явственно присутствует в двух самых ранних картинах этого периода: «Дама с веером» и «Женщина в сорочке» (последняя из них теперь находится в Тейт-галерее1). Обеим этим работам присуща ясность и стилизованность жестов, вызывающая в памяти древнеегипетское искусство2. По колориту они напоминают голубой период3, но их простые округлые формы и элегантные пропорции возвещают новую эпоху, которой суждено было продлиться примерно год. За это время все маньеристские искажения были отставлены, а их место занял поиск упрощенной формы. Идиллическое настроение, навеянное греческой Аркадией4, царит в рисунках и картинах, изображающих обнаженных мальчиков, ведущих под уздцы своих покорных лошадей или едущих верхом без седел. Гуашь под названием «Водопой»5— это этюд с изображением мальчиков и лошадей, заготовленный для масштабного полотна, задуманного Пикассо, но оно так и не вызрело в его воображении, окончательно. Этюд этот являет собой роскошную композицию в классических традициях: лошади и наездники образуют в центре холста овал, акцентированный светом и темными вертикальными формами.

Однако и сами по себе эти этюды (в частности, «Мальчик, ведущий лошадь» из Тейт-галереи) являются достаточным доказательством мастерства Пикассо в разработке данной темы. Как пишет о них Альфред Барр, эти мальчики, а также обнаженные девы, написанные в то же время, имеют в себе «то непретенциозное, естественное благородство порядка и жеста, в сравнении с которым официальные опекуны "греческой" традиции вроде Энгра и Пюви де Шаванна кажутся вульгарными или блеклыми».

Примечания

1. Тейт-галерея — знаменитый художественный музей в Лондоне, названный по имени сахарного магната Генри Тейта, который в 1889 г. пожертвовал стране свою частную художественную коллекцию. Музей специализируется на британской живописи. Располагает собранием скульптуры, а также работами небританских современных художников. Иногда называется «галерея Тейта» или «Тейт-галерея». — Прим. перев.

2. Нам больше знакома другая «Женщина с веером», из «Эрмитажа» — темпераментная и полная энергии (не случайно в коллекции С. Щукина она называлась «После бала»), а также «Дама с веером» из Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. — Прим. перев.

3. Обе они написаны в 1905 г., и их принято относить к розовому периоду. — Прим. перев.

4. Аркадия — область в Греции, которая в античной литературе и позднее (главным образом в пасторалях XVI-XVIII вв.) изображалась райской страной с патриархальной простотой нравов. В переносном смысле — страна вечного счастья. — Прим. перев.

5. В других источниках указывают, что «Водопой» написан сухой иглой. — Прим. перев.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

 
© 2019 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика