а находил их.
Среда 22 декабря 1943В прошлую пятницу я отдал Сабартесу его портрет. Пикассо воскликнул: — Старик, у меня никогда не было таких портретов... А Сабартес заметил: — Мое лицо мне не нравится. Я не люблю смотреть на себя в зеркало... И терпеть не могу собственных фотографий... Я не фотогеничен... Но на этом фото я себе нравлюсь... И он горделиво показывает его присутствующим: — Глядите, Брассай снял меня на «троне»... А Пикассо добавляет: — Не хватает только скипетра и короны... Мы с Сабартесом это еще обсудим.
Хотя центральное отопление было установлено во всех комнатах еще в 1939 году, из-за нехватки угля топили только в прихожей. Сегодня впервые я наконец-то могу работать без шапки, без шарфа, без пальто... Великолепный день в тепле. Даже тусклое зимнее солнце вышло, чтобы тоже поучаствовать в празднике... Сегодня я фотографирую небольшие панно из прессованного песка — Пикассо сделал их пять или шесть в 1933-м в Каннах: в качестве фона — пальмовые листья, сверху припудренные песком. На одном из них — длинная перчатка Ольги, которую он набил опилками. Маленькие коробочки из кусочков нарезанного картона, сшитые вместе и искусно и терпеливо раскрашенные «маленькой ручкой». И, наконец, голова, надетая вместо шеи на простой рулон картона... Эта книга скульптур ставит передо мной проблему материального характера. Оплачивается она неважно, поскольку Пикассо сохранил за собой все права: помимо снимков, которые я должен передать издателю, мне придется отдать еще несколько дюжин Пикассо... Мое положение становится очень шатким... Я обсуждаю это с Сабартесом. Он считает, что Пикассо мог бы заплатить мне за свои снимки и предлагает это «утрясти»... Он выходит к мэтру, который находится в соседней комнате. До меня долетают обрывки их разговора, который идет на каталонском диалекте... Они переходят на него, когда обсуждают какие-то сугубо личные дела и не хотят, чтобы их понимали другие. Видимо, речь идет о моих фотографиях. Спорят они долго... Временами Пикассо повышает голос... Наконец его друг выходит ко мне.
Я ответил, что всегда дарил свои снимки Пикассо, не ожидая ничего взамен, и поступил бы так же и сейчас, если бы не стесненность в средствах. Позже ко мне в мастерскую зашел Пикассо.
Примечания1. Издатель — «Эдисьон дю Шеен» — разорился... Книга «Скульптуры Пикассо» вышла в 1949 году во Франции, затем в Англии с текстом Д.-А. Канвейлера и более чем двумя сотнями моих фотографий.
|