(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Женитьба на балерине Ольге Хохловой

Сотрудничество Пикассо с Русским балетом продолжилось и после постановки «Парада» (декорации и костюмы для «Треуголки» Мануэля де Фальи, 1919 г.). Новая форма деятельности, яркие сценические образы и крупные объекты воскрешают в нем интерес к декоративизму и театральности сюжетов.

Во время римской подготовки «Парада» Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой, которая стала его первой женой. 12 февраля 1918 г. они заключают брак в русской церкви в Париже, свидетелями на их свадьбе были Жан Кокто, Макс Жакоб и Гийом Аполлинер. В 1921 г. у них рождается сын Поль.

Эйфорическая атмосфера послевоенного Парижа, успех художника в обществе — все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924). Наряду с циклом великанш и купальщиц картины, вдохновленные «помпейским» стилем («Женщина в белом», 1923), многочисленные портреты жены («Портрет Ольги», пастель, 1923) и сына («Поль в костюме Пьеро»), являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени.

Из досье «ИП»: магия русского шарма

Пабло Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой в Риме весной 1917 г. К тому времени она уже пять лет находилась в знаменитой труппе Русского балета. Ольга Хохлова была старательной и дисциплинированной танцовщицей, имела хорошую технику, неплохо «смотрелась» на сцене, но никогда не была примой и, не считая нескольких сольных партий, выступала обычно в кордебалете.

Ольга родилась 17 июня 1891 г. в украинском городе Нежине в семье полковника русской императорской армии. Она пошла в балет вопреки желанию родителей. К ней хорошо относился С. Дягилев, который любил, чтобы в его труппе были девушки из «хороших семей». Она имела приятную внешность, черты правильные, хотя, судя по фотографиям, настоящей красавицей не являлась. Однако Ольга была изящного сложения, отличалась хорошими манерами и особым русским «шармом», который всегда так нравился в Европе. При этом характер она имела твердый, решительный, отвергавший компромиссы, и отличалась упрямством.

Пикассо к этому времени был уже знаменитым в Европе художником. Творчество Пикассо в числе самых первых по-настоящему оценили русские философы, критики и коллекционеры. Еще в 1914 г. блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев.

В том же году один из наиболее проницательных наших искусствоведов Яков Тугендхольд отмечал трагическое начало, присущее творчеству Пикассо, этого бесстрашного Дон Кихота, странствующего рыцаря, занятого поиском абсолюта.

Как же случилось, недоумевали его друзья, что Пабло Пикассо влюбился в балерину, которая, по их мнению, ни в каких отношениях не была личностью примечательной? Художнику, который пользовался в Париже шумной и порой скандальной известностью, было тогда 36 лет. Возможно, что пресыщенному в любви и не слишком разборчивому в связях живописцу казались «экзотикой» именно определенная ординарность, обыденность Ольги. К тому же он устал от бесконечных творческих терзаний, от внутреннего одиночества.

В ту пору он искал в Ольге оазис спокойствия, пристанище, где он мог бы отдохнуть от вечного горения страстей и решения сверхзадач, которые ставил перед собой в живописи.

Немаловажное значение имело и то, что Ольга была русской. В те годы Пикассо, великого революционера в искусстве, чрезвычайно интересовало все русское. Он даже собирался учить язык этой загадочной для него страны. Жадно читая газеты, он внимательно следил за развитием событий в России, Февральской революцией. Видимо, все это придавало в его глазах балерине особый романтически-революционный флер.

Пабло Пикассо вскоре увлекся Ольгой со всем присущим ему темпераментом. «Осторожно, — предупреждал его с усмешкой Дягилев, — на русских девушках надо жениться». «Вы шутите», — отвечал художник, который утверждал, что он остается хозяином в любой ситуации.

В Риме артистов балета расселили в гостинице «Минерва», тогда как Дягилев, Пикассо, Кокто и Мясин, с которыми художника связывали приятельские отношения, остановились в отеле «Россия». Пикассо встречался с Ольгой каждый день. Вместе они совершали длинные прогулки по Вечному городу и его музеям. Но балерина не спешила ответить на бурные чувства художника.

Ей нравился Пикассо. Женщин в нем привлекал особый магнетизм, внутренний огонь, взгляд его черных глаз, которые, по выражению Кокто, были «заряжены электричеством». Несмотря на то что Ольга не очень интересовалась искусством, слава Пикассо производила на нее впечатление.

К тому же она понимала, что карьеру в балете ей уже не сделать и надо думать об устройстве семейного очага. Но станет ли Пикассо с его богемным прошлым хорошим мужем? «Может ли художник быть человеком серьезным?» — допытывалась у Дягилева мать Ольги, узнав о том, что ее дочь собирается выйти замуж за Пикассо. «Не менее серьезным, чем балерина», — отшучивался тот.

Тем временем, в мае 1917 г., в парижском театре «Шатле» состоялась премьера «Парада». Потом Дягилев повез «Парад» в Мадрид и Барселону. За балетом — и Ольгой — последовал Пикассо. Он много рисовал ее в манере сугубо реалистической. На этом настаивала сама балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи. «Я хочу, — говорила она, — узнавать свое лицо».

В Барселоне Пикассо познакомил Ольгу со своей матерью. Она тепло приняла русскую девушку, ходила на спектакли с ее участием, но однажды предупредила: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина». В Барселоне художник написал ее «испанизированный» портрет в мантилье, который подарил матери.

...Однажды, когда Пикассо с Ольгой гуляли по Барселоне, к ним подошла цыганка и предложила погадать. «Как тебя зовут?» — поинтересовалась цыганка. «Меня — Кармен, — ответила балерина, которой нравилось выдавать себя за испанку. — А тебя?» «А меня — Ольга», — последовал ответ.

Когда Русский балет отправился в Латинскую Америку, Ольга решила остаться. Выбор между трудной жизнью рядовой балерины и браком со знаменитым и преуспевающим живописцем был сделан. Вернувшись во Францию, они поселились поначалу в маленьком доме в парижском пригороде Монруж — со служанкой, собаками, птицами и еще тысячью разных предметов, которые повсюду сопровождали художника. Маршан Поль Розенберг искал им квартиру в самом Париже. Ольга неплохо говорила по-французски, хотя и с сильным русским акцентом, и любила слушать длинные фантастические истории, которые ей рассказывал Пабло.

Он продолжал много работать, обычно по ночам. Однажды, разбуженный бомбардировкой, он не нашел чистого холста и стал писать натюрморт с гитарой и бутылкой порто прямо на картине Модильяни. Именно в это время он написал знаменитый «Портрет Ольги в кресле», который сейчас выставлен в парижском музее Пикассо. Сравнивая его с фотографией, сделанной в момент позирования, нетрудно заметить, что художник несколько приукрасил ее черты. Многие друзья отговаривали его от брака с Ольгой, считая, что он будет неудачным. Художник не внял их советам.

Из досье «ИП»: Семейное «гнездо» в центре Парижа

12 июля 1918 г. в мэрии 7-го парижского округа прошла церемония бракосочетания Пабло Пикассо и Ольги Хохловой. Оттуда они отправились в русский собор Александра Невского на улице Дарю, где состоялось венчание. Среди гостей и свидетелей присутствовали Дягилев, Аполлинер, Кокто, Гертруда Стайн, Матисс.

Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт вошла статья о том, что их имущество — общее. В случае развода это подразумевало раздел имущества поровну, включая все картины.

После свадьбы молодожены перебрались в большую квартиру в самом центре Парижа на улице Ля Бовси, неподалеку от галереи, где он выставлялся. Ольга была прирожденной хозяйкой и принялась обставлять квартиру, руководствуясь своим вкусом. Пикассо не вмешивался. Он ограничился тем, что устроился в мастерской этажом ниже, разложив где попало коллекцию разных предметов и расставив прямо у стен свои работы и картины Ренуара, Матисса, Сезанна, Руссо.

Даже разбогатев, художник сохранил простые вкусы. Он ничего не имел против того, чтобы Ольга покупала себе дорогие наряды, но сам предпочитал ходить в одном и том же костюме. Деньги он тратил на приобретение каких-то экзотических вещей, которые возбуждали его воображение, и щедро помогал неимущим собратьям. Его жена, напротив, стремилась к светской жизни. Ей нравились обеды в дорогих ресторанах, приемы, балы, которые устраивала парижская знать. Ольге даже удалось на какое-то время отдалить от художника его богемных друзей.

В сентябре 1918 г. Пикассо и Ольга вместе с Русским балетом отправились в Лондон.

Пикассо вместе с молодой женой повсюду оказывался в центре внимания и постепенно втягивался в вихрь светской жизни. Он заказал себе множество туалетов, стал носить безупречный смокинг, золотые часы в кармашке своего жилета, не пропускал ни одного званого обеда. В течение нескольких недель человек, который до этого вел богемную жизнь, стал настоящим денди, ничуть не меньшим, чем его друг Стравинский, некогда вызывавший его восхищение панталонами горчичного цвета.

Он сам стал с удовольствием наряжаться, хотя никогда ранее и не относился к своим одеяниям всерьез — они были для него частью маскарада, мистификации, которые он так любил. Например, на один из балов он явился в костюме матадора.

Постепенно необузданная художественная натура Пикассо приходила в противоречие с той светско-снобистской жизнью, которую ему приходилось вести. С одной стороны, он хотел иметь семью, любил жену. Но вместе с тем постепенно зрел конфликт с Ольгой, вызванный тем, что художник не хотел обременять себя условностями, которые мешали его творчеству. Он стремился оставаться полностью свободным человеком и был готов во имя этого пожертвовать всем остальным.

В 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Это событие взволновало его, неожиданно для самого себя наполнило гордостью. Он непрестанно делал рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества.

Ольга стремилась безраздельно завладеть мужем и время от времени устраивала сцены ревности без каких бы то ни было на то оснований. Успевший устать от бессмысленной светской жизни, Пикассо замкнулся в себе и словно отгородился от жены невидимой стеной. В сущности, всю жизнь главной его страстью было творчество, во имя которого он был готов пожертвовать всем. Он часто рассказывал о французском художнике-керамисте Бернаре де Палиси, жившем в XVI в., который для поддержания огня в печи во время обжига бросал туда свою мебель. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример «горения» во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей — лишь бы не угас в ней огонь.

Работа с Русским балетом чрезвычайно способствовала известности художника и, по мнению искусствоведов, обогатила его талант. В апреле 1925 г. Пикассо вместе с Ольгой и сыном поехали в Монте-Карло к Дягилеву. Там на репетициях он снова стал рисовать балерин. Может быть, вернувшись в мир русского балета, он надеялся обрести утраченную гармонию отношений с Ольгой?

Но прежних отношений вернуть уже было нельзя. Видя равнодушие со стороны мужа, Ольга теряла спокойствие, нервничала, пила кофе чашку за чашкой и вызывала раздражение Пикассо, желавшего освободиться от ее назойливой опеки. Словом, художник устал и с каждым днем все больше и больше тяготился узами брака.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика