а находил их.
На правах рекламы: • Венки из искусственных цветов ритуальные ритуальные венки из искусственных цветов. |
Е. Речкалова. «Русская жена Пабло Пикассо»Мифы окружающие личную жизнь художников, порой вызывают чуть ли не больший интерес, чем его творчество. К подобному положению вещей можно относиться по-разному, но трудно не испытывать гордость за то, что русские женщины занимают в этих легендах не последнюю роль. Чего стоит одна Гала, разбившая сердце Поля Элюара и Сальвадора Дали! Первая жена Пабло Пикассо, Ольга Хохлова, хотя не стала столь известной, однако ее отношения с художником могли бы стать сюжетом не для одного романа. Встреча Ольги и Пикассо произошла весной 1917 года. Несмотря на военное положение, художественная жизнь в Европе была по-прежнему насыщена событиями. Одним из самых ярких из них были сезоны «Русского балета» Дягилева. Пикассо, никогда не боявшийся экспериментов, принял предложение Жана Кокто выполнить декорации для нового спектакля русской труппы. Художник и не предполагал, что эта работа может изменить его личную жизнь. Пикассо в то время было уже 36 лет. Годы, проведенные им в среде барселонской и парижской богемы, вполне могут быть охарактеризованы словами самого художника: «Если хочешь заниматься любовью, занимайся». Пикассо не привык отказывать себе в чувственных удовольствиях. Он не мыслил своего существования без женщины. Любовь была такой же частью его жизни, как творчество. Однако обе его длительные связи по разным причинам закончились неудачей: отношения с Фернандой Оливье не выдержали испытания временем, Ева Гуэль умерла от туберкулеза еще молодой, что стало для Пикассо настоящим ударом. К тому же в барселонских публичных домах он заразился венерической болезнью, от которой вынужден был долгое время лечиться. Вместо покоя и счастья женщины вносили в его жизнь болезнь, страдания и боль. Но потребность любить все равно превышала страх перед разочарованием, поэтому Пикассо без остатка отдавался каждому новому увлечению. Ольга Хохлова была балериной в труппе Дягилева, но ее карьера не пошла дальше кордебалета. Безусловным достоинством Ольги в глазах Пикассо была ее молодость, десять лет разницы в возрасте сыграли свою роль. Дочь полковника царской армии, она стала заниматься балетом против воли отца. Целеустремленность и упорство в достижении поставленных целей были еще в юношеском возрасте одними из главных черт характера Ольги. Она гордилась своим аристократическим происхождением, хотя в родословных книгах русского дворянства не значится фамилия Хохлов. Несостоявшаяся балерина и дворянка все же сумеет добиться славы, став женой великого художника. Еще в безоблачную пору их отношений Пикассо запечатлел Ольгу с веером в руках в испанской мантилье. Это, безусловно, красивая женщина, но красивая не по-испански. В ней на этой картине есть что-то от Татьяны Лариной — некоторая сдержанность, мечтательность, грусть. Такой видел Пикассо свою будущую жену — чистой, бесстрастной, замкнутой в своем внутреннем мире. Ольга тогда еще была загадкой, которую ему предстояло разгадать. Пикассо из Рима следует за труппой во Флоренцию и Неаполь. Наступает один из самых счастливых периодов в отношениях Пабло и Ольги. У них есть все: любовь, общение, работа и новые впечатления. После премьеры в Париже балета «Парад», декорации к которому выполнил Пикассо, гастроли продолжались в Испании. В Барселоне художник знакомит свою мать с будущей женой. Донья Мария угадывает в Ольге властную и эгоистичную натуру. Она с большой проницательностью замечает невесте, что ее сын не может сделать женщину счастливой, «потому что он принадлежит только самому себе и никогда никому не подчинится». Гений обречен на одиночество, даже когда он сам себе не отдает в этом отчета. Предостережения матери не нашли отклика. Ольге пришлось на собственном опыте понять правоту слов доньи Марии. В турне по Южной Америке Ольга не поехала, предпочтя карьере семейную жизнь с известным художником. 12 июля 1918 года состоялась их свадьба. За гражданской церемонией последовало венчание в русской церкви, на котором настояла Ольга. С самых первых дней она взяла на себя роль режиссера спектакля «Идеальный брак». Поначалу Пикассо предпочел подчиняться. К тому же он пока верил в успех их совместной жизни. Его мужская гордость абсолютно удовлетворена: Ольга, столько лет вращавшаяся в богемной среде (а уж ее-то нравы Пикассо знал!), сохраняла девственность до брака. Свои честолюбивые планы бывшая балерина умело скрывала от мужа. Не об уединении и скромном достатке мечтала мадам Пикассо! Выбор в качестве нового места жительства квартиры на улице Бети вполне соответствовал желаниям Ольги. Улица Бети — часть фешенебельного квартала в центре Парижа, где сконцентрированы роскошные магазины, торгующие коврами и антикварной мебелью, модные отели, кафе, галереи коллекционеров. Пикассо снимает две квартиры: одну под мастерскую, другую для проживания. Сферы влияния в доме сразу же разделились. Пикассо господствовал в квартире, отведенной ему для работы, Ольга стала полноправной хозяйкой одного из самых известных салонов Парижа. Она обставила свои владения в соответствии с собственным вкусом. Фотограф Брассай так описывает свое посещение салона Пикассо: «Эта квартира совершенно не вязалась с привычным стилем жизни художника: здесь не было ни той необычной мебели, которую он так любил, ни одного из тех старинных предметов, которыми ему нравилось окружать себя, ни разбросанных как придется вещей. Ольга ревниво оберегала владения, которые она считала своей собственностью, от влияния яркой и сильной личности Пикассо». Какое-то время супругам удалось поддерживать определенное равновесие: каждый был занят своим делом, при этом не ущемляя интересов другого и находя с ним точки соприкосновения. Пикассо вел блестящую светскую жизнь: принимал у себя знаменитых людей, не пропускал премьеры в театре и опере, посещал приемы и званые вечера. Ольга была его неизменной спутницей, он гордился ее изяществом, умением подчинять своей воле, обаянием и аристократизмом. В феврале 1921 года у них родился сын Пауло. Отныне, как бы ни менялись их отношения, Ольга всегда была для Пикассо матерью его сына, женщиной, осуществившей свое предназначение на Земле. Несмотря на любовь к жене и ребенку, художник тяготился размеренностью семейной жизни и атмосферой буржуазной идиллии. Вернуть прежнюю остроту чувств стало уже невозможно. Было ясно, что рождение сына неспособно сгладить противоречия, накопившиеся в семье. В период с 1930 по 1939 год к Пикассо пришла мировая слава. Он пользовался всеми плодами успеха, но по-настоящему не ценил их. Жена требовала от него посещения светских раутов, которые не представляли для него интереса, и подчинения, которое его обременяло. Встреча с 17-летней Марией-Терезой Вальтер, ставшей вскоре любовницей Пикассо, окончательно убедила его в необходимости разрыва с женой. О семейной жизни Пикассо и Ольги в годы его ежедневных поездок к Марии-Терезе, известно немного. Но, безусловно, постоянные скандалы и сцены, которые устраивала обманутая жена, делали пребывание Пикассо в Париже невыносимым. После того как Мария-Тереза Вальтер родила дочь Майю, художник всерьез задумался о разводе с женой. Пикассо пришлось обратиться за консультацией к юристам. Но процедура безнадежно затянулась. Пикассо многие годы пожинал последствия неудачного брака. Майю записали как дочь неизвестного отца, дети от Франсуазы Жило, хоть и получили фамилию Пикассо, но формально были незаконнорожденными. Ольга никак не хотела оставить Пикассо в покое. Она повсюду ездила за ним, останавливалась в гостиницах неподалеку, устраивала скандалы прямо на улицах, встретив художника с новыми женщинами. Иногда дело даже доходило до рукоприкладства. До конца жизни Ольга не могла смириться с тем, что роль жены мэтра потеряна для нее навсегда. Пикассо же мало волновала судьба бывшей супруги. Выходки Ольги вызывали у него лишь неприязнь и раздражение. * * * От старого брака у Пикассо остались лишь странные привычки, вызывавшие удивление его французских друзей, например, не класть шляпу на кровать или «посидеть на дорожку» по русскому обычаю. «Всего, и особенно счастья, нам отмерено понемногу, — говорил художник Франсуазе Жило, матери его младших детей. — И если любви суждено родиться, время ее жизни и течение определяются записью в невидимой книге». Немного счастья было отмерено и Пабло Пикассо с Ольгой Хохловой.
|