а находил их.
«Бомбардировка Герники» (Bombardeo de Gernika») — испанский документальный фильм (2011)На испанском языке.
В этом коротком ролике, продолжительностью более чем 7 минут, речь идет о баскском городке Герника, который во время гражданской войны в Испании был практически стерт с лица земли немецкой авиацией. В этом налете не было никакой военной необходимости, это был «психологический удар» по противнику, унесший 2 тысячи жизней из 5 тысяч населения городка. Рассказ о том дне дополняют интервью историков, свидетельства очевидцев, доживших до наших дней, и картина Пабло Пикассо «Герника» — это монументальное полотно, которое и в наше время считается одним из самых загадочных в творчестве художника. Пикассо был шокирован действиями немецкой эскадрильи «Кондор», он не был в Гернике, но свой протест, отторжение насилия, негодование, боль, ужас, ему удалось передать на огромном пространстве — 3,5 × 7,8 м. В это время художник уединенно живет в Трембле, пишет натюрморты ночного окна с горящей на нем сечей, цветами, книгами, бабочками, летящими на свет… В этих работах — жажда покоя, тишины, умиротворенности. Но события в мире, и 26 апреля 1937 года резко меняют жизнь мастера. После немецкой бомбардировки Герники, Пикассо навсегда будет связан с этим городком, в котором население басков потеряло не только свою автономию, но и жизнь. Картина «Герника» будет написана в рекордные сроки — менее чем за 1 месяц, а ее основные образы — мать с мертвым ребенком на руках, растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, женщина со свечой — определятся в первые дни работы, когда мастер будет стоять у холста более 12 часов. Кажется, что Пикассо давно задумал нечто подобное, и потому пишет картину столь стремительно. Полотно выхватывает искаженные фигуры, которые, кажется, хаотично мечутся в закрытом пространстве, но это только первое впечатление. На самом деле композиция картины точно и строго организована. Художник передает весь ужас, отчаяние, агонию, гнев людей, которые не могут найти выход из закрытого пространства с помощью ассоциативных связей художественных образов. Немыслимая реальность, смерть, трагедия, боль и гнев самого художника — все заключается во внутреннем смысловом движении полотна. Тут также присутствует своеобразное противопоставление, ведь картина выполнена в черно-белых тонах. Как ночь и день, жизнь и смерть. Образы четкие, но переданы упрощенно, только обобщающие штрихи, — все остальное отброшено. Лица мужчины и матери, держащей на руках своего мертвого ребенка — оставлены только кричащий рот, отверстия ноздрей, глаза, которые сдвинуты куда-то выше лба. Не это ли гримаса ужаса и отчаянья, страшная маска разрушения и смерти? Предметы разодраны на тысячи мелких осколков — художественная форма, которая также несет в себе смысловую нагрузку. В этой картине отсутствует какая-либо индивидуальность, которая могла бы сместить акценты и сузить общую идею. Еще одним контрастом являются образы матери с мертвым младенцем на руках и быка. Страдание и равнодушие — едва ли не основной образ всей картины. Мрачное равнодушие безжалостной силы, тупой взгляд, высокомерное возвышение над гибнущими… Рядом с мужчиной, протягивающим вверх руки, художник изображает человеческие лица, которые полны решимости и не искажены ужасом — еще один контраст, на этот раз отчаянья и готовности к борьбе, к жизни. Примечателен образ женщины со светильником, которая подобна греческой богине. Она врывается с криком в это закрытое пространство, словно из другого мира, но ее никто не слышит… В картине зло не персонифицировано. Зритель не видит причину этого ужаса. Где-то в отдалении — языки пламени, но не бомб, не разрушений нет. Пикассо создал полотно вне времени, предвосхищающим события, названия которым еще не было. Ведь война, в которую будет вовлечен весь мир, начнется позже. Соответственно, намного позже образ быка будут отождествлять с фашизмом, которому чуждо сострадание и жизнь в принципе. В середине 1937 года картину выставили в Париже, на Всемирной выставке, но она не произвела должного впечатления ни на простых посетителей, ни, даже, на некоторых специалистов. Ле Корбюзье, французский архитектор, отмечал, что «Герника» видела, в основном, только спины. Но, тем не менее, было много тех, кому понравилась картина, и кто увидел в ней весь ужас войны. Абстрактная форма исполнения только улучшает восприятие, а трагические, истерзанные образы, подчеркивают ненависть фашизма ко всему живому. Глядя на это полотно, кажется, что слышен звук разрывающихся бомб, нечеловеческий крик, стоны, плачь и проклятия. Это символ гнева и боли, предостережение будущим поколениям.
|