(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
Новости
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

На правах рекламы:

Газпром отзывыо крупнейшей нефтекомпании России и стран СНГ.

Заправка и обмен картриджей: картридж для смесителя.

«Три музыканта» (с собакой) (Les trois musiciens) (1921)

Название, англ.: Three Musicians.
Оригинальное название: Les trois musiciens.
Год окончания: 1921.
Размеры: 200,7 × 222,9 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение: Нью-Йорк, Музей современного искусства

Картина Пикассо «Три музыканта» существует в двух вариациях. Обе были написаны летом 1921 года в гараже арендованной Пикассо виллы, в городе Фонтенбло к юго-востоку от Парижа. Здесь представлен самый интересный вариант — «Три музыканта» (с собакой). Это яркий пример возвращения к синтетическому кубизму. Данной работой Пикассо подвел итог длинному ряду персонажей итальянских комедий, которых он трактовал все более и более абстрактным способом, достигнув в данном произведении окончательного предела. Композиция, состоящая из трех фигур, выполненных в строгой технике синтетического кубизма, считается своеобразным подвигом, который художник ранее даже не пытался совершить. Здесь увековечиваются самые великие друзья Пабло: умерший в 1918 году поэт и критик Гийом Аполлинер (Пьеро) и поэт Макс Жакоб (монах), который удалился от мира, приняв монашество. Себя же художник представил в образе Арлекина. «Три музыканта» можно расценить как памятник ушедшим близким друзьям и богемной молодости, прощание с тем, что уже не вернется.

За свою долгую карьеру художника, Пикассо периодически концентрировал свою энергию для создания одного полотна, которое сможет суммировать весь период его работы. «Три музыканта» именно эта картина. Это большое полотно размером более 2 метров шириной и высотой. Работа выполнена в поразительно запутанном мозаичном стиле. Слева находится кларнетист, в средине гитарист, а справа — поющая темная фигура держит нотные листы. Они одеты как типичные актеры: Пьеро в сине-белом одеянии, Арлекин в оранжево-желтом костюме в ромбах, монах в черном балахоне. Перед Пьеро стоит стол с различными объектами, а под ним находится собака, конечности которой выглядывают из-под ног музыкантов. Светло-коричневый пол под ними заметно расширяется в левую сторону, обрамление картины и стены комнаты неравномерны. Трудно сказать, где начинаются и заканчиваются контуры музыкантов, потому что формы, которые они создают, пересекаются и накладываются. Подобно воспоминаниям, некоторые сегменты заполнены темнотой, тусклым цветом или частично скрыты, а другие яркие и смелые, возможно выражающие стремление художника к счастливым и веселым дням, которые он провел вместе с Аполлинером и Жакобом. Персонажи реализованы приемом имитации коллажа, но фактически картина считается выполненной маслом. «Три музыканта» насыщаются мрачными интонациями и обрастают мистической символикой, заимствованной из старинных тем. Пьеро — персонаж италийского комического театра — он сидит слева в сине-белом одеянии играет на кларнете; одна его конечность длинная, тонкая и черная, а другая вообще отсутствует. Наиболее загадочная фигура, как и положено по законам драматургии, темный монах справа. Лицо скрыто под благочестивой маской с длинной бородой, он держит лист музыкальных нот в очень маленьких, подобных когтям, руках. Затем в центре, играя на гитаре, располагается яркий цветной Арлекин, который часто наблюдается в работах Пикассо как alter ego (второе я) самого художника, его прототип. Он всегда сопоставлял свое бытие с жизнью Арлекина, как личностью, предназначенной жить вне господствующего общества. У картины есть причудливая сторона, воплощающая почти невидимую собаку: ее голова видна в промежутке холста слева, также мы можем разглядеть передние лапы, заднюю ногу и бойкий хвост, появляющийся между ногами Арлекина. Окрас у нее черный, и поэтому животное превосходно вписывается в мрачное настроение живописи, с ее плоскими и темными краями. Первоначально персонажей было два — Арлекин и Пьеро. Монах же втиснулся позднее, оттолкнув в сторону двух друзей. Он встряхнул композицию, встрял в чужую игру и завладел положением дел, скромно примостившись на краю скамейки. В целом большой размер работы делает музыкантов торжественным и даже величественным трио.

Композиция «Три музыканта» обнаруживает удивительное мастерство построения и захватывает волшебностью. Она в самом деле так проста, как никакая другая кубистская картина, — ясен сюжет, вразумительно различимы все действующие лица, а между тем в картине нет ни единой «человекоподобной» формы, лишь комбинация цветных плоскостей и разорванных форм, отступающих и выступающих, темных и ярких. Специфически человеческая телесность изображенных объектов обнаруживается зрителями в процессе восприятия абстрактной, символической информации, ее расшифровки. Скрытые под масками лица персонажей, все части их тел обозначены символами — яркими неровными пятнами, геометрическими фигурами. Эти образы нисколько не похожи на настоящих людей, но при этом вполне узнаваемы. Их границы взаимодействуют: синий пластрон Пьеро продолжается в фигуре Арлекина, превращаясь в его синюю маску, затем та же синяя плоскость становится частью третьей фигуры — хламидой монаха. По пути синее встречается с белым, красным, желтым и черным; вообще каждый цвет встречается со всеми другими во всех возможных отношениях. Краски живые, интенсивно насыщенные, хотя общая тонировка картины несколько приглушена, исполнена торжественной значительности. Цвета резко меняются от одного у другому, как вспышки прожекторов, кажется, что вместе с ними бежит и ручей музыки. Их величественный масштаб остроумно создан не только особой конструкцией масс, но и за счет сравнения с крошечными паучьими руками, которыми эти музыканты играют на своих инструментах. Руки исполнителей уменьшены, чтобы стать на картине самой мелкой деталью и тем самым намекать на гигантский размер фигур. Совокупность этих зрительных ассоциаций и сочетания ярких декоративных цветовых пятен складываются в праздничное и вместе с тем зловещее целое, воссоздают призрачный, обманчивый мир красок, звуков и форм, которые связываются в нашем представлении с феерией карнавального зрелища. На этот раз художника интересовали не характеры людей, скрывающиеся за театральной одеждой, а сам праздничный дух маскарада.

Пикассо пользуется большими обобщенными плоскостями, вводя одновременно в свою композицию выразительную ритмику, создающую впечатление звучания захватывающей мелодии. «Трех музыкантов» не раз сравнивали с джазовой музыкой, и это наблюдение вполне оправдано. В острых цветовых контрастах, в сдвигах и шатаниях прерывистых форм слышатся диссонансы, синкопические ритмы и свинговые раскачки негритянского джаза, который как раз в это время вошел в моду во Франции. Просто удивительно, с каким мастерством гениального кукловода Пикассо оживляет своих рисованных марионеток. При всей нереальности этих рассыпающихся на кусочки фигур их жестикуляция, повадки и ужимки неподражаемы в своей правдивости, как в первоклассной актерской игре.

Считается, что именно эти «Три музыканта» (с собакой) являются наиболее выразительными и интересными с художественной точки зрения, нежели «Три музыканта» (в масках). Однако известно, что они писались одновременно, о чем свидетельствуют фотографии, сделанные Пикассо. Он считал, что картина не обдумывается заранее и не создается по предварительному плану. Она меняется в процессе работы вместе с течением мысли. А будучи законченной, она все равно продолжает меняться, в зависимости от того, кто смотрит на нее. Картина живет своей жизнью, как живое существо, подвергаясь воздействию потока перемен. Это вполне естественно, ведь творение обретает жизнь только в созерцающем ее человеке. Образы и комбинации на полотне возникают спонтанно, зависят от фокусировки глаза в данный момент, и каждый зритель видит свой спектакль. Созерцатель должен реконструировать объект и пространство произведения путем сравнения различных образов и форм для определения их предназначения. Благодаря этому процессу, он участвует вместе с художником в создании шедевра.

Многие произведения Пикассо становились источником вдохновения в различных сферах деятельности. В данном случае картина послужит примером для скульптуры «Триада», созданной в 1969 году Ирвингом Маранцем. Абстрактное бронзовое творение, высотой более четырех с половиной метров, установлено на гранитном основании. Сюжет скульптуры отчетливо перекликается с «Тремя музыкантами» — можно сказать, что это картина, воплощенная в бронзе. Изваяние представляет собой сделанные в абстрактной, кубической манере три мужские фигуры, стоящие в одной линии плечом к плечу. Конечно, это не было точным повторением фигур музыкантов, но их очертания, взаимное расположение и рубленые формы не оставляли никаких сомнений в том, откуда они родом.

Эта знаменитая, более решительная версия «Трех музыкантов» в настоящее время принадлежит Музею современного искусства (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке.

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

 
© 2017 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика