(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Экс-ан-Прованс: приближение к Сезанну

Это местечко приглянулось еще римлянам. Город был основан ими в 120 г. до н.э. на месте термальных источников и тогда же получил свое имя. Столицей же Прованса он стал в XV в. Благодаря своему очарованию и потрясающему месторасположению Экс приобрел славу прованской Флоренции.

Город воды и искусства — именно так называют Экс-ан-Прованс. Это город противоположностей. Старина тут отлично соседствует с днем сегодняшним, историческое наследие с вехами дня грядущего. Экс-ан-Прованс — историческая столица Прованса, город с 2500-летней историей и богатыми культурными традициями.

Аллеи из старых платанов, множество старинных фонтанов, церквушек, узкие улочки и уютные площади, бесконечные садики и городские скверы... Гулять можно сколько душе угодно. Здесь много писал Сезанн, пытаясь поймать на кисть солнце Прованса, любили отдыхать и работать Гюго, Стендаль, Золя.

К югу от города, в 30 км, лежит Марсель, а к востоку — Арль. В XII в. Экс стал столицей Прованса и университетским центром. Административной столицей Прованса Экс оставался до начала XX в., когда он уступил место Марселю.

В отличие от демократического Марселя, Экс — респектабельный, буржуазный город, благополучие которого заметно даже на общефранцузском фоне.

Из досье «ИП»: фонтаны Экса

Экс сохранил свое богатое историческое и культурное наследие: живописные старинные улицы и площади, аристократические особняки, дворцы провансальской знати XVII—XVIII вв. преимущественно в стиле итальянского барокко; городская ратуша с часовой башней; фонтан четырех дельфинов, окруженный дворцами XVIII в. Фонтаны, впрочем, заслуживают особого упоминания, их в городе несколько сотен.

Прогуляйтесь по средневековой части города, по бульвару Мирабо, по кварталу Мазарини XVII в. (Район Мазарини называется по имени архиепископа Экса, брата парижского кардинала.) Особняки здесь выстроены из желтого песчаника, который «светится» даже в пасмурную погоду. В этом районе находятся также шикарные бутики.

Из памятников архитектуры города выделяются прекрасный собор Сен-Совер V—XIII вв., в архитектуре которого смешаны три стиля разных эпох: романский, готический и барокко; готическая церковь Сен-Жан-де-Мальт XIII в. Есть в городе и древнеримские руины.

В Экс-ан-Провансе родился известный французский художник Поль Сезанн, который всю жизнь воспевал в своем творчестве этот необыкновенный город с его неподражаемыми пейзажами. Однако кроме «сезанновских пейзажей» от Сезанна здесь, к сожалению, почти ничего не осталось. Есть еще Музей мастерская Сезанна, внутри которого, по правде сказать, нет ничего интересного. Когда-то много лет назад город не принял оставленную художником в дар коллекцию живописи, в результате наследники все продали, многое в Америку. Но все же Сезанн здесь жил, творил и вдохновлялся той же красотой города и пейзажей, которая предстает сегодня взору путешественника.

Экс-ан-Прованс — живой, яркий город с кинотеатрами, дискотеками, ресторанами, магазинами. Чтобы окунуться в его ночную жизнь, сюда приезжают из соседнего Марселя. Летом здесь проходит Международный фестиваль лирического искусства и музыки, представляющий ежегодно роскошную афишу с именами мировых див и маэстро. Одно из популярных мест города — знаменитое кафе «Les deux garçons», где когда-то бывали Золя, Кокто и которое упоминается у братьев Гонкур. Вдохновлял Экс также и Стендаля.

Экс считается провансальским центром антиквариата. На здешних «блошиных» рынках и в антикварных лавках «копаются» в поисках жемчужин покупатели со всего мира.

Экс-ан-Прованс, с его историей, традициями, уникальным богатством архитектуры, — настоящий музей под открытым небом, настоящее путешествие во времени — в процветающий «знатный» Прованс XVII—XVIII вв.

Из досье «ИП»: прогулка по столице Прованса

Интересно пройтись от площади Ретонд в тени платанов по Кур-Мирабо и полюбоваться прекраснейшими зданиями, заполняющими всю улицу вплоть до площади Форбен. Многочисленные дворцы и фонтаны XVII—XVIII вв. построены преимущественно в стиле итальянского барокко. В Отель-де-Иссоард-де-Вовенарг XVIII в. была убита Анжелика де Кастеллан (актриса, на которой женился граф де Кастеллан). В Отель-де-Форбен, самом большом, останавливались герцоги Бургундские и Беррийские, Паулина Боргезе и Фуше. Следует обратить внимание и на пассаж Агар XIX в., прорезающий бывший монастырь кармелиток. Прямо напротив, на улице Кардиналь, находится готическая церковь Сен-Жан-де-Мальт (ок. 1285 г.), интерьер которой, несмотря на переделки XVII в., сохраняет архитектурное единство. Усыпальницы графов Прованских, разрушенные в 1794 г., частично воссозданы в 1828 г. В боковых приделах — множество работ различных художников XVII в. На площади Прешер, рядом с Дворцом правосудия, стоит церковь Мадлен, в которой находится множество ценнейших произведений искусства (в частности, центральное панно триптиха «Благовещение» XV в.). В бывшей резиденции архиепископа находится Музей гобеленов и старинной мебели, в экспозиции которого сохранились прекрасные гобелены, сделанные на мануфактурах Бове. В особняке 1680 г. находится Музей старого Экса. Стоит посмотреть музей Поля Арбо и Музей естественной истории.

В бывшем монастыре рыцарей Мальтийского ордена (XVII в.) располагается один из богатейших музеев Прованса — Музей Гране, где находятся преимущественно произведения старой французской школы.

Именно здесь летом и осенью 2009 г. был реализован совместный проект Объединения национальных музеев и Сообщества региона Экс-ан-Прованс — выставка Пикассо — Сезанн.

Цель этой выставки состояла в том, чтобы показать огромное влияние, оказанное Сезанном на современное искусство и, в частности, на Пикассо, который говорил, что «в течение всей своей жизни путешествовал вместе с Сезанном». Чтобы проиллюстрировать это, в галереях Музея Гране были выставлены 100 произведений (70 — Пикассо и 30 — Сезанна): картины, скульптуры, рисунки и гравюры, выявляющие элементы влияния на испанского художника, выбравшего Сезанна своим наставником. На выставке представлены произведения французских и иностранных коллекций: из Германии, Великобритании, Нидерландов, Дании, Швейцарии, США, России, Японии и частных собраний.

Выставка состояла из четырех частей, позволяющих одновременно ближе узнать особые отношения, связывающие Пикассо с Сезанном, и насладиться богатством и разнообразием творчества Пикассо:

— «Пикассо познает Сезанна»: с приезда художника в Париж в 1900 г. до конца периода кубизма;

— «Пикассо коллекционирует Сезанна»: большой знаток и искушенный коллекционер, Пикассо приобретает в свою личную коллекцию три шедевра Сезанна;

— «Общие темы и формы»: вазы для фруктов, купальщицы, модели в кресле, Арлекин;

— «Пикассо приближается к Сезанну»: приобретение замка Вовенарг, этот период известен такими его шедеврами, как портрет Жаклин, серией натюрмортов и началом серии «Завтрак на траве».

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика