а находил их.
Ирина Антонова. ВступлениеВыставка «Пикассо: отражения — метаморфозы» — в известной мере продолжение проекта «Диалоги в пространстве культуры», состоявшегося в залах нашего Музея в 2002 году. Однако только в «известной мере». Тогда мы обратили внимание на существование «вечных» тем в искусстве, к которым на протяжении многих столетий обращались художники разных стран и эпох. В первую очередь речь шла о мире идей и образов, об их художественном переосмыслении. Менее всего имелось в виду непосредственное обращение к образцам. Впрочем, было одно исключение. Один из сюжетов выставки был посвящен значению африканской скульптуры в творчестве Пикассо, Мы сохранили его и на нынешней выставке, целиком составленной только из произведений великого испанского художника, прямо обращающегося к известным произведениям старых мастеров: к картинам Кранаха, Веласкеса, Пуссена, Делакруа и Мане, а также к памятникам античного искусства. Диалоги Пикассо с классическим искусством прошлого — это серии картин, рисунков, офортов и литографий. Интерпретация искусства старых мастеров у Пикассо весьма сложна, часто загадочна и неожиданна. И всегда ошеломляет своей дерзостью, а иногда и жестокостью. Пикассо создает новую для изобразительного языка поэтику, где-то перекликающуюся с языком поэзии, построенной на ассоциациях и метафорах. Иногда он применяет игровые методы, столь часто встречающиеся в других видах искусства XX столетия. При всей экстравагантности Пикассо, его отношение к традиции остается в рамках вечного диалога поколений. Вспомним аргументы великого Паоло Веронезе, обвиненного инквизицией в ереси: «Я пишу картины со всеми теми соображениями, которые свойственны моему уму, и сообразно тому, как он их понимает». Думаю, что посетителям нашего Музея, знакомым с ранним Пикассо, с его работами «голубого», «розового» и кубистического периодов, созданными в начале XX столетия, будет интересно познакомиться с творчеством художника на позднейших этапах. Несомненно, они отметят существенные отличия в подходах мастера к античным темам («Сюита Воллара», «Метаморфозы» Овидия, созданные в 30-х годах) от его интерпретаций европейских мастеров в 50—60-е годы, в которых он предугадывает постмодернистские игры. Выставка работ Пикассо показывается в контексте XXIV Международного фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», развивающего в своих музыкальных программах ту же тему отражений и метаморфоз. Возможности осуществить наш замысел мы обязаны в первую очередь нашим коллегам из Франции, Испании, Германии и Австрии. Хотела бы еще раз подчеркнуть значение международного сотрудничества европейских музеев. Наша глубокую благодарность Жерару Ренье — директору Музея Пикассо в Париже, Марии Тересе Оканья — директору Музея Пикассо в Барселоне, Альфреду Пакману — директору Национального музея современного искусства, Центр Жоржа Помпиду в Париже и Кристиану фон Хольсту, директору Государственной галереи в Штутгарте. Особая благодарность Вильфреду Зайпелю — директору Музея истории искусств в Вене, предоставившему на выставку полотно Веласкеса. Музей благодарит авторов текстов Каталога. Выставка и Международный музыкальный фестиваль были бы невозможны без щедрой помощи людей, бескорыстно поддерживающих отечественную культуру и искусство. Музей признателен всем компаниям и организациям, оказавшим финансовую поддержку нашему проекту. Ирина Антонова
|