а находил их.
ПредисловиеХудожник огромного дарования, страстного темперамента, смелых дерзаний и неустанного творческого труда, Пикассо на протяжении пятидесяти лет своей деятельности неизменно привлекал к себе внимание мировой общественности. Как и всякий новатор, он вызывал к себе различное отношение. Одни готовы защищать все его творчество, во всем разнообразии его проявлений, на всех поворотах его извилистого пути. Другие признают у Пикассо только картины так называемых голубого и розового периодов, а также некоторые произведения последующих лет — произведения, в которых художник пользовался традиционным изобразительным языком. Третьи признают Пикассо способным рисовать лишь трагические уродства современной жизни, кошмары войны, страдания людей, но не светлые образы человеческой радости и здоровья. Наконец, четвертые отрицают Пикассо целиком, безоговорочно, считая его выразителем кризиса современной буржуазной культуры и крайним представителем формализма в искусстве. Споры о Пикассо ведутся уже много лет. Можно предвидеть, что они будут вестись и в дальнейшем. Для советских людей личность Пикассо представляет особенно большой интерес, так как на протяжении последних двадцати лет он стоит в рядах прогрессивных общественных деятелей и отдает все свое дарование революционной борьбе народов, защите мира во всем мире. Эта позиция художника далеко не случайна. Уже в ранний, «голубой» период своего творчества Пикассо обнаруживал симпатию к жизни бедных, обездоленных людей, дав этому чувству живописное выражение во многих своих произведениях. Когда в Испании вспыхнула гражданская война, он, не колеблясь, встал на сторону защитников республики; памятником возмущения художника жестокостями фашистских интервентов явилось его огромное панно «Герника». В годы оккупации Франции Пикассо не скрывал своего глубокого отвращения к гитлеровцам. В это время происходит его сближение с французскими писателями и художниками коммунистами. Вступление Пикассо в ряды коммунистической партии логически вытекало из всей его деятельности. В послевоенные годы он является видным деятелем в международном движении за мир. «Белый голубь мира» Пикассо облетел все страны. Созданием этого образа художник немало содействовал популярности идеи международной солидарности защитников мира. В музеях Советского Союза — в Эрмитаже, а также в Московском Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — имеется прекрасное собрание холстов Пикассо (периода до 1914 года) из коллекции С.И. Щукина (позднее Музея современного западного искусства). В конце 1956 года в Москве и Ленинграде были устроены выставки присланных художником картин, вызвавшие у советских зрителей живой интерес и ставшие предметом обмена мнений и горячих споров. Понимание искусства Пикассо затрудняется тем, что на русском языке по этому вопросу имеется очень мало книг и статей. Задача настоящего издания — помочь читателям разобраться в таком сложном и противоречивом явлении современного искусства, каким является творчество Пикассо. В основу издания положен перевод книги «Pablo Picasso. Wort und Bekenntnis» (Цюрих, 1954), в которой собраны высказывания художника. Пополнено оно выдержками из статей ряда авторов (статья Ю. Стажиньского «Вечно молодое искусство» дана в несколько сокращенном виде). Кроме того, здесь приводится хронологическая сводка основных фактов из жизни и творчества художника. Ряд иллюстраций подобран редакцией русского перевода. Они позволяют получить известное представление о характере творчества Пикассо в разные периоды его жизни. А. Владимирский.
|