(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Предисловие

Картины Пабло Пикассо (1881—1973), хранящиеся в собраниях ленинградского Эрмитажа и московского Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, относятся в основном к начальным периодам творчества великого художника. Почти все эти работы были приобретены в свое время известным собирателем современной французской живописи Сергеем Ивановичем Щукиным. Самое раннее произведение — «Свидание» из собрания ГМИИ — датируется 1900-м годом. Именно в это время девятнадцатилетний Пикассо впервые приехал из Барселоны в Париж. В последующие четыре года он постоянно переезжал из Франции в Испанию и наоборот, не в силах ни разорвать связь с родиной, ни противостоять притягательной силе французской столицы.

В первое время своего пребывания в Париже Пикассо испытывает различные влияния, от импрессионистов до Стенлейна, Лотрека, Ван Гога и Мунка. Однако уже в 1901 году он создает неповторимо самобытный стиль, который вскоре принес ему мировую известность. Период творчества художника с 1901 по 1904 год получил название «голубого» — по преобладающей в картинах тех лет цветовой гамме. Почти bcе они посвящены изображению человека. Главное действующее лицо «голубого» периода— страдающее человечество, бедняки и отверженные, которых молодой Пикассо наблюдал в скитаниях по улицам Барселоны, Мадрида и Парижа. В отличие от своих ранних работ он не показывает теперь случайные эпизоды из жизни улиц и кафе. Содержание его искусства — само человеческое бытие в его устойчивых и непреходящих чертах. Персонажи изображены почти в пустом пространстве, монументально обобщенными и застывшими, подобно изваяниям. Они наполнены глубокой печалью и кажутся погруженными в созерцание тайн жизни. Главный мотив «голубого» периода — отчуждение человека от мира, его замкнутость в себе в сочетании с «излучаемой» вовне напряженной духовной жизнью. Герои Пикассо одиноко противостоят враждебной действительности (эрмитажная «Любительница абсента» или московские «Странствующие гимнасты») или ищут от нее спасения в человеческой близости и любви. Именно любовь, нежность, сострадание вносят теплоту в холодный и полный скрытого страдания «голубой» мир, рождают в нем надежду. Для искусства Пикассо этого времени характерны образы нищих матерей, охраняющих — как бы замыкающих в себе — своих детей, обнимающихся влюбленных или просто пришедших друг другу на помощь людей. (Такова, например, эрмитажная картина «Две сестры».) Тема отгороженности от внешнего мира имеет еще один, весьма важный для Пикассо аспект: в предельной обездоленности и одиночестве его герои обретают внутреннее прозрение, «видение сердцем». Многие фигуры «голубого» периода изображены с полузакрытыми, закрытыми или совсем незрячими глазами. В это время художник пишет серию «слепых» (среди них московская картина «Старый нищий с мальчиком»), которые находятся в особом, углубленном контакте с миром. Эти образы имели для Пикассо большое символическое значение, связанное с его пониманием миссии искусства как проникновения сквозь внешнюю оболочку во внутреннюю суть явлений.

Наиболее типичные стилистические черты живописи «голубого» периода — монолитная замкнутость формы, особая роль контура, экспрессивность линий, деформированных напором чувства, насыщенный и почти локальный цвет. (Недаром этот период иногда называют «витражным».) Главным источником вдохновения художника в ту пору являлось средневековое, романское и готическое, искусство. В 1904 году Пикассо окончательно переселяется во Францию. Его гений, сохраняя свою испанскую природу, мог развиваться лишь в атмосфере мирового художественного центра, каким являлся тогда Париж. Художник живет в это время на Монмартре, в доме, населенном полунищей богемой. Его окружают многочисленные друзья, художники и поэты. Само искусство Пикассо становится в это время особенно близким поэзии. Его персонажи выходят на простор из сурового и замкнутого пространства «голубого» периода. Они уже не одиноки, хотя и живут в своем собственном мире. Страдание уступает место безмятежности и светлой печали, холодный и отвлеченный синий цвет сменяется более теплой розовато-охристой гаммой (отсюда название нового периода — «розовый»). Герои художника теперь принадлежат миру искусства, свободному племени цирковых артистов, бродячих комедиантов, связанных узами духовного братства. Это арлекины (персонаж, появившийся еще в «голубой» период), акробаты, атлеты и клоуны, а также их возлюбленные и дети. Как и прежде, Пикассо черпает свои образы из окружающей действительности — источником его вдохновения служил цирк Медрано на Монмартре. Пикассо показывает своих героев не на арене, а за кулисами. Они репетируют и просто живут, как бы разыгрывая перед зрителем перипетии самой жизни. Их образы воплощают нежность материнства, грацию юности или мудрость старости, но кажутся при этом более многозначными и поэтически неуловимыми по сравнению с предшествующим периодом. Пикассо не случайно делает своими героями комедиантов: сама жизнь для него сродни театру, исполнена духа превращений, постоянных переходов от серьезного к юмору и от высокого к низкому (эта тема метаморфоз бытия впоследствии станет ведущей в творчестве художника). Так, например, старый клоун из картины «Комедианты», этюд к которой находится в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина, естественно совмещает шутовской колпак с подлинно королевским величием. Персонажи «розового» периода овеяны воздухом вольных странствий, которые кажутся и символом постоянных поисков нового, присущих самому художнику.

Уже в конце 1905 года утонченные и меланхолические образы цирка сменяются полными энергии, пластически ясными и обобщенными образами первого классического периода. Вслед за этим в творчестве Пикассо начинают звучать совсем другие мотивы. Его вдохновляют уже не греческая архаика, а искусство более ранних цивилизаций, древняя иберийская скульптура и негритянская пластика. В работах конца 1900-х годов проникновенный лиризм произведений «голубого» и «розового» периодов уходит вглубь. Пафос этих работ — в создании нового пластического языка, в радикальных эстетических преобразованиях. В таких картинах, как «Домик в саду» и «Бидон и миски», художник переносит акцент на созидательное начало искусства, на сотворчество с природой.

Художнику еще предстоял долгий творческий путь. Его творчество оказало большое влияние на искусство XX века, всеобъемлюще сочетая в себе различные духовные устремления современной культуры. В ответственные исторические моменты Пикассо всегда осознавал свое место — место борца за прогрессивные идеалы.

Н. Апчинская

  К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика