(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Словарь терминов

Абстрактный экспрессионизм — одно из наиболее влиятельных направлений абстрактной живописи 40—50-х годов. Принцип абстрактного экспрессионизма состоял в отказе от предварительного замысла и планомерно построенной формы. Художники культивировали спонтанную манеру письма, покрывая холст беспорядочными мазками. Направление возникло в США. Виднейшие его представители — художники так называемой нью-йоркской школы: Аршил Горки, Джексон Поллок, Биллем де Кунинг, Роберт Мазеруэл, Ханс Хоффман, Марк Ротко, Клиффорд Стил, Франц Клайн. Течение абстрактного экспрессионизма активно поддерживал и пропагандировал известный критик Клемент Гринберг. Гарольд Розенберг дал ему другое название — «живопись действия».

Аккумуляция — одна из разновидностей «искусства объекта»: одинаковые или различные предметы (чаще всего бывшие в употреблении бытовые вещи) собираются в рельефоподобную композицию или вкладываются в коробку из плексигласа. Аккумуляции создавали художники группы «Нового реализма» — Арман, Тингели, Споэрри, Сезар, Шамберлен и другие.

Акционизм (action art — искусство действия) — обобщающее название для ряда проявлений современного модернизма, заменивших художественное произведение простым жестом, разыгранным «представлением» или спровоцированным «событием» (хэппенинг, перформенс, флуксус, искусство процесса, искусство демонстрации). Признанными основоположниками этих форм в современности являются художники Клаэс Олденбург, организатор и теоретик хэппенингов Аллеи Кэпроу и композитор Джон Кейдж. Однако истоки акционизма следует искать в деятельности футуристов, дадаистов, сюрреалистов. «Искусство действия» представляет собой выражение одной из ведущих идей модернизма — представления о процессуальном характере искусства, о превалировании творческого акта над его результатом — произведением. С другой стороны, в этих формах воплотилось стремление новейшего модернизма растворить искусство в спонтанно протекающих процессах жизни, уничтожить грань между искусством и действительностью.

Ар-деко (от фр. art décoratif — декоративное искусство) — термин, обозначающий стилевое течение в прикладных искусствах и архитектуре 20—30-х годов. Направление ар-деко, которое критики иногда определяют как «второразрядный авангардизм», принципиально эклектично, поскольку объединяет в себе мотивы и стилистику модерна, конструктивизма, кубизма, искусства индейцев, формы европейской классики. Термин «ар-деко», хотя и возник в 30-х годах, широко вошел в употребление лишь в 60—70-е годы в связи с возникшим тогда интересом к прикладным искусствам «периода между двух войн» и начавшейся модой на ретроспективизм.

Арте повера (ит. arte povera — бедное искусство) — разновидность искусства объекта. Представители этого направления оперировали простейшими материалами и тривиальными вещами, полагая, что подобные демонстрации «невзрачной» реальности провоцируют в зрителе критическую рефлексию по поводу типичной материальной среды современной действительности. Арте повера противопоставляло себя рационализму и техницизму минимального искусства. Среди художников, работавших в русле этого направления, были: Райнер Ру-тенбек (ФРГ), Марио Мерц, Джузеппе Пеноне, Джулио Паолини (Италия), Дуглас Хьюблер и Ричард Серра (США).

Ассамблаж (фр. assemlage — соединение, набор) — разновидность искусства объекта. Ассамблаж представляет собой, по существу, «разросшийся» коллаж — комбинацию предметов на плоскости или в пространстве. Понятие «ассамблаж» является собирательным, поскольку охватывает различные варианты вещественных комбинаций. Иногда художники вводят реальные объекты в живописные произведения (Раушенберг), в других случаях создают композиции исключительно из готовых форм (например, промышленных изделий); сюда же относятся и так называемые «падающие картины» (монтаж предметов на вертикальной плоскости). В области ассамблажа работали французские художники группы «Нового реализма», Аллен Кэпроу, Джим Дайн и многие другие.

Баухауз — Высшая школа строительства и художественного конструирования — учебное заведение в Германии, основанное в 1919 г. архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре. В 1925 г. переведено в Дессау, в 1933 г. упразднено фашистами. Широкая теоретическая и художественно-практическая деятельность Баухауза придала ему значение архитектурно-художественного объединения и методологического центра, разрабатывавшего принципы функционализма и рационализма в зодчестве и художественном проектировании. Деятели Баухауза стремились определить универсальные принципы формообразования, подойти к задаче организации предметно-пространственной среды как целостного комплекса. В нем преподавали: архитекторы В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ, художники и дизайнеры П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, И. Альберс, И. Иттен, Л. Мохой-Надь. Баухауз сыграл важную роль в становлении принципов современной архитектуры и дизайна.

Боди-арт (англ. body art — искусство тела) — направление модернизма, возникшее в 60-х годах. Представители боди-арта использовали свое тело как материал и объект «художественного творчества», прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т. п. В других случаях художники ограничивались демонстрацией различных поз. Некоторые манифестации этого направления носили грубо эротический характер. Боди-арт, будучи проявлением акционизма, сближается с рядом явлений, возникших в русле контркультуры (татуировка и раскрашивание тел, нудизм, «сексуальная революция»). Представители боди-арта: Вито Аккончи, Ферри Фокс, Брюс Маклин, Брюс Науман, Деннис Оппенгейм, Ларри Смит,' Кейт Соньер, Уильям Уэгмэн.

Геометрическая абстракция (холодная абстракция) — абстракционистские направления в живописи и скульптуре, основывающиеся на простейших геометрических формах, очерченных резким контуром и окрашенных в первичные цвета. Основоположниками этого направления являются Малевич, голландская группа «Де Стейл» (Мондриан, Ван Дусбург), Йозеф Альберс. После второй мировой войны этот вид абстракционизма был вытеснен направлениями типа ташизма и абстрактного экспрессионизма. Однако в 60-е годы он возродился в оп-арте, «искусстве острых граней».

Гиперреализм (фотореализм, холодный реализм, пост-попартисткий реализм, радикальный реализм, суперреализм, резкофокусный реализм) — направление в живописи и скульптуре, возникшее в середине 60-х годов в США и ставшее международным в 70-е годы. Гиперреализм продолжает и развивает конкретистские и «иллюзионистические» тенденции поп-арта. Типичный метод работы гиперреалнстов — тщательное, механическое копирование фотографий живописными средствами. Наиболее видные представители этого направления в живописи — Ральф Гоннгс, Дон Эдди, Роберт Коттингем, Лоуэлл Несбитт, Ричард Эстес, Ричард Маклин, Чак Клоуз, Филип Перлстайн, Пол Саркисян; в скульптуре — Джон де Андреа и Дьюэн Хэнсон.

Дадаизм — литературно-художественное течение модернизма, возникшее в 1916 г. в Цюрихе в среде эмигрантов разных национальностей. Название произошло от звукосочетания «дада», имеющего различный смысл в разных языках. Позднее дадаистские группировки появились также в Берлине (1917 г.), Кёльне (1918 г.), Ганновере (1919 г.). Крайне нигилистические и анархические позиции дадаистов выражались в скандальных демонстрациях на литературно-художественных вечерах и выставках. Дадаисты последовательно заменяли способы создания художественной формы методами антитворчества (коллажи из случайных клочков бумаги и печатной продукции, предметные комбинации, набор бессмысленных звуков в «поэзии», неорганизованный шум вместо музыки). Крупнейшие фигуры дадаизма: художники М. Дюшан, Ф. Пикабиа, Ж. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс, поэты Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко. В 1919 г. возникла дадаистская группировка в Париже, которая в начале 20-х годов модифицирует свои позиции и основывает направление сюрреализма.

Деколлаж (от франц. décoller — отклеивать) — один из приемов современного модернизма. Заключается в действии, противоположном коллажу, то есть в отрывании наклеенной бумаги. Деколлаж был впервые применен сюрреалистом Луи Мале и стал популярен у художников авангарда 50—60-х годов, которые создавали свои произведения путем отрывания клочков от наклеенной печатной продукции (Реймон Эн, Жак Виллегле, Франсуа Дюфрен, Миммо Ро-телла, Остин Купер и другие). Иногда это понятие употребляется в более широком смысле деструкции, разрушения, постепенного уничтожения (хэппенинги-деколлажи Вольфа Фостеля).

«Де Стейл» (голл. "De Stijl" — стиль, формирование) — голландская, а позднее международная художественная группировка, возникшая в 1917 г. в Лейдене и издававшая журнал под тем же названием. Организатор и теоретик — Тео ван Дусбург, виднейший участник — Пит Мондриан. Программа группы определялась общими установками конструктивизма, то есть стремлением навести мосты между пластическими искусствами и реальным окружением, подчинить предметную среду законам художественного формосозидания. Объединение прекратило свое существование в 1931 г. со смертью ван Дусбурга. Ряд его участников вошли в абстракционистские группировки «Круг и квадрат» (1929 г.) и «Абстракция — творчество» (1931 г.).

Дрипинг (англ. dripping — капание, просачивание) — техника, используемая представителями живописи действия и ташизма. Так, американский художник Джексон Поллок растягивал холст на полу и затем поливал его жидкой малярной краской из банки с отверстием в дне. Другой прием дрипинга — разбрызгивание краски палкой.

Живопись действия (англ. action painting) — понятие, введенное в 1952 году критиком Гарольдом Розенбергом для обозначения доминирующего направления в абстрактной живописи периода 1945—1955 годов. Термин «живопись действия» относится прежде всего к американскому абстрактному экспрессионизму, а также к его европейской параллели — ташизму. Применяя это понятие, Г. Розенберг полагал, что сущность данного круга явлений определяется не стилистикой произведений, а самой манерой работы живописцев — жестом художника, его действиями перед холстом. Сама картина представляет собой при этом лишь некую фиксацию процесса ее создания. Принципы «экшн пейнтинг» выразились в живописи Джексона Поллока, Роберта Мазеруэла, Франца Клайна, Жоржа Матьё, Эмилио Ведовы и других.

Иероглифический (каллиграфический) абстракционизм — разновидность абстрактной живописи, состоит в имитации техники китайской и японской каллиграфии. Видные представители — Марк Тоби, Моррнс Грейвз, Джулиус Бисье, Анри Мишо. При расширительной трактовке этого понятия сюда относят и таких представителей абстрактного экспрессионизма, как Франц Клайн, Роберт Мазеруэл, Брэдли Уолкер Томлин, Ганс Гартунг, которые также работали способом быстрого нанесения красочных мазков на холст.

Искусство земли (англ. land art) — направление в модернизме конца 60—70-х годов. Возникло в 1967 г. в США. Представители этого направления (Вальтер де Мариа, Майкл Хейзер, Дэнис Оппенгейм, Карл Андре, Роберт Смитсон) выкапывали в отдаленных областях (чаще всего — в пустынях, высохших озерах, на необитаемых землях) рвы, ямы, проводили различные борозды, линии с помощью извести и камней, снимали дерн, делали насыпи, демонстрировали кучи земли и камней на выставках. Художники рассматривали свою деятельность как форму протеста против искусственности жизни в современных городах, пытались обосновать свои акции актуальностью экологических проблем.

Искусство проекта — вариант «концептуального искусства». Художники предлагали различные эскизы, планы и проекты (как правило, абсурдные) изменения образа окружающего мира (например, разрезать Кельнский собор и проложить через него автотрассу). Подобные проявления «творческой фантазии» выступают здесь как самоцель. Задача — ограничить искусство сферой замысла, предварительной идеи, утвердить принцип «искусства в голове».

Исчезающее искусство (или невидимая скульптура, утраченный объект) — понятие, характеризующее тенденцию новейшего авангардизма к полной дематериализации художественного творчества, к отказу от произведения. Примеры: вырытая экскаватором и снова закопанная канава (К. Олденбург), захороненный в земле куб К. Андре, «произведение» из блоков тающего льда Рафаэля Феррера, разбросанные по двору и снова собранные листы фанеры Леса Левина.

Кинетическое искусство — направление модернизма 50—60-х годов. Кине-тисты создавали динамические конструкции, приводимые в движение механизмом или посетителем выставки. Иногда иллюзия движения создается эффектами света (в этом случае кинетизм смыкается с оп-артом). Видные представители кинетического искусства — Никола Шеффер, Жан Тингели, Яков Агам, Поль Бюри, Джулио Ле Парк, Карлос Крус-Диес и другие. Ранее в направлении кинетизма экспериментировали Марсель Дюшан, Наум Габо, Антон Певзнер, Ласло Мохой-Надь, Ман Рей.

«Концептуальное искусство» — одно из наиболее влиятельных направлений постмодернизма. Представители этого направления отказались от создания художественных произведений, от воплощения идеи в материале. Концептуалистские «объекты» существуют лишь в форме набросков, письменно или устно изложенных «проектов» и «идей» (последние часто сводятся к простейшим или абсурдным высказываниям), а также к манипуляциям с печатным текстом, магнитной звукозаписью, с кино- и телевизионной техникой. «Концептуальное искусство» представляет собой крайнее выражение идеи отречения от художественного творчества. Видными его представителями являются Джозеф Кошут, Лес Левин, Дуглас Хюблер, Терри Эткинсон, Ян Диббетс и другие.

Коллаж (от фр. coller — наклеивать) — распространенная в модернизме техника создания картины, состоящая в применении различных наклеек из плоских (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги и отделочных материалов) и (реже) объемных предметов (куски проволоки, дерева, веревок, металла в работах дадаистов). Впервые коллаж был введен Пикассо и Браком, которые систематически использовали его в своих кубистических картинах, начиная с 1912 г. К коллажу также обращались футуристы, дадаисты, сюрреалисты, представители информального искусства и поп-арта.

Конкретная поэзия (др. названия: пространственная поэзия, спациализм, аудиовизуальные тексты, объективная, оптическая или семиотическая поэзия) — литературное течение, возникшее в начале 50-х годов. Специфика конкретной поэзии — в организации языковых элементов по пространственному принципу, то есть способом определенного расположения на листе и шрифтового оформления отдельных слов, морфем, букв. В звучащем варианте конкретной поэзии внимание переносится со смысла на фонетическую форму, так что значащий текст заменяется последовательностью звуков. Предшественники конкретизма — дадаисты (так называемые мерц-поэмы Швиттерса).

Конструктивизм — тенденция в русской и западноевропейской художественной культуре первой трети XX века, проявившаяся, главным образом, в архитектуре, художественном конструировании, прикладном и оформительском искусстве, в печатной графике. Возник как реакция на развитие промышленного производства и выразился в стремлении художников отойти от станковизма, обратиться к проектированию вещей, художественной организации предметной среды. В архитектуре и прикладных искусствах конструктивизм опирался на принципы функционализма, рационального построения утилитарной формы. Художники этого направления использовали некоторые формы и приемы авангардистского искусства (пространственные и рельефные конструкции, объемные динамические композиции, фотомонтаж, коллаж, геометризм в графике). Однако в конструктивизме в силу его направленности на конкретные позитивные задачи были преодолены позиции беспредметного формотворчества. Наиболее последовательно и успешно принципы конструктивизма осуществились в советской архитектуре 20-х годов (братья Веснины, М.Я. Гинзбург, И.И. Леонидов, А.С. Никольский и другие) и в движении производственного искусства. Конструктивизм проявился также в культуре Германии, Голландии, Польши, Чехословакии.

Кэмп (англ. camp; от ит. campeggiare— выделяться, вырисовываться) — особый, элитарный способ потребления броско эффектных продуктов «популярной культуры» и китча. Принцип кэмпа — «это так скверно, что становится прекрасным». Умение восхищаться очевидно пошлыми и претенциозными изделиями — своего рода знак принадлежности к культурной касте избранных, современная разновидность дендизма. Освоение слащавой красивости в кэмпе предполагает иронически-отстраненное отношение к ней, посредством которого сноб-интеллектуал утверждает свое превосходство над «толпой» и одновременно демонстрирует «широту» собственных эстетических вкусов.

Летризм (от фр. lettre — буква, шрифт) — международное авангардистское движение, основанное в 1950 г. в Париже писателями Исидором Ису и Морисом Леметром. По мнению летристов, слово исчерпало себя и его следует заменить буквой. Летристы считали свои принципы универсальными и предлагали их в качестве программы «революционного преобразования» не только литературы, но и живописи, скульптуры, архитектуры, театра и кино. Иногда термин «летризм» применяется по отношению к живописи, в которую введены буквы и надписи (картины Джеспера Джонса, Роберта Уотса, Роберта Индианы) .

Лирическая абстракция (др. названия: информальная живопись и ташизм) — одно из ведущих направлений абстрактной живописи конца 40—50-х годов, европейская параллель американского абстрактного экспрессионизма.

Мек-ар (от фр. art mécanique — механическое искусство) — обозначение направления, в котором произведения создавались фотомеханическими и репродукционными методами. Такие произведения тиражируются наподобие печатной графики (до 200 экз. и более). Мек-ар, будучи проявлением новой фигуративной волны 60—70-х годов, генетически связан с тиражируемыми разновидностями оп-арта. Основные представители — Ален Жаке, Эрик Бейнон, Бертини, Нейман.

Минимальное искусство (др. названия: серийное искусство, искусство первичных структур) — одно из наиболее влиятельных направлений модернизма 60 — начала 70-х годов. Название означает, что форма редуцирована до минимума, то есть сведена к простейшим геометрическим объемам и очертаниям. Минималисты показывали на выставках пластмассовые и металлические коробки, квадратные листы жести, ровно окрашенные прямоугольные планшеты и т. п. Часто такие произведения выполнялись на заводе по эскизам художника. Для этого направления характерны крайняя механистичность и имперсональность исполнения. Видные его представители — Карл Андре, Дональд Джад, Сол Левит, Дэн Флейвин, Роберт Моррис, Джон Маккрекен. Предтечи минимализма — Эд Рейнхардт, Фрэнк Стелла, Барнет Ньюмен, Тони Смит.

Новый роман — течение во французской литературе 50—60-х годов, направленное на преобразование прозы. В понятие «новый роман» включается творчество таких писателей, как Натали Саррот, Ален Роб-Грийе, Мишель Бю-тор, Клод Симон, Клод Мориак. Представителей нового романа объединяет отказ от выражения гражданских позиций в литературе, отрицание литературного героя и персонажа, дробность, произвольность повествования, открытая демонстрация литературного приема, сосредоточенность на писательской технике.

Оп-арт (от англ. optical art — оптическое искусство) — направление модернизма, получившее широкое распространение и популярность в 60-е годы. Художники оп-арта широко использовали различные зрительные иллюзии (главным образом — иллюзии движения, перемещения, слияния форм), опираясь на некоторые психологические особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Такие эффекты достигались, например, путем введения резких цветовых контрастов, пересечения спиралевидных, извивающихся линий. В оп-арте также часто применялись различные установки движущегося и меняющегося света, динамические конструкции. Направление продолжает возникшую ранее техницистскую линию модернизма, с типичными для нее культом индустриализма, механистичностью и анонимностью произведения. Представители: Виктор Вазарели, Бриджет Рили, Хесус-Рафаэль Сото, Ричард Анушкевич, Ларри Пунз, Карлос Крус-Диес и другие.

«Опора — поверхность» (фр. "Support — Surface") — возникшее в 1968 г. объединение французских художников, в большинстве провинциальных (уроженцы Ниццы, Нима, Монпелье). Художники этой группы, отказавшись от содержания и живописной формы, ограничивались оперированием материальными основами живописи (холсты смятые, продырявленные, разрезанные, уложенные складками, слоями, насквозь пропитанные краской и т. п.). Некоторые из них обратились к старым ремесленным техникам батика, плетения, ткачества. Видные участники группировки: Венсан Бьюлес, Франсуа Руан, Клод Вьяйа, Ноэль Долла, Даниэль Девёз.

Перформенс (англ. performance — представление) — одна из форм акционизма, получившая широкое распространение в модернистских движениях 60—70-х годов. Состоит в исполнении определенных, заранее спланированных действий перед собравшейся публикой. Своего рода перформенс (исполнение живописного полотна на сцене) устраивал еще в 50-е годы французский абстракционист Жорж Матьё. Другой предшественник этой формы — Ив Клайн, который в своих «Антропометриях» в присутствии публики и под аккомпанемент оркестра мазал тела натурщиц синей краской и делал отпечатки с них на холсте. В 60-е годы нью-йоркские художники Джон Перро, Марджори Страйдер, Скотт Бёртон создали «Ассоциацию перформенсистов».

Повествовательная фигуративность — одно из проявлений «нового реализма» 60—70-х годов, генетически связанное с поп-артом. Изобразительная форма в картинах этого направления, как правило, вторична (имитация фотографии, комикса, цветной печати) и фрагментарна: иногда включаются элементы абстрактной живописи, отрывки из классических произведений. Представители: Бернар Рансийак, Эрро, Антонио Рекалькати, Эрве Телемак, Жак Монори, Петер Клазен, Эйвинд Фольстрем, Джанфранко Барукелло, Дэвид Пауэлл.

Поп-арт — направление модернизма, начало которому было положено в Англии в 50-е годы, но получившее международную известность в американском варианте начала 60-х годов. Название происходит от термина «популярное искусство», синонимичного понятию «массовое искусство». Художники поп-арта (Роберт Раушенберг, Джеспер Джонс, Клаэс Олденбург, Том Вессельман, Джеймс Розенквист, Энди Уорхол, Рой Лихтенстейн) воспроизводили типичные продукты американской «массовой культуры» (рекламные муляжи и плакаты, комиксы, фотографии, упаковку, изделия массового производства), иногда заменяя изображение прямой демонстрацией предметсв. Копкретистское направление поп-арта пришло на смену отжившему абстракционизму. Его международный успех и широкое распространение в капиталистическом мире начинается с 1964 года, когда на венецианской Биеннале Роберт Раушенберг получил первую премию.

Постмодернизм — понятие, означающее совокупность авангардистских направлений, возникших после абстракционизма (начиная с поп-арта). Для направлений постмодернизма характерен крайний эстетический негативизм, отказ от создания художественных произведений, стремление «дематериализовать» искусство, растворить его в предметном окружении. Отчасти идеология постмодернизма смыкается с воззрениями «новых левых», также призывающих к ликвидации искусства.

Производственное искусство — движение в советской художественной культуре 20-х годов, поставившее задачу слияния искусства с промышленным производством. Участники движения рассматривали художественное конструирование как средство организации нового жизнеустройства, видели в преобразовании предметной среды важнейший способ переустройства общества на социалистических началах. Утопическая теория «производственного искусства» (Б.И. Арватов, О.М. Брик, А.М. Ган, Б.А. Кушнер, В.Ф. Плетнев, Н.М. Тарабукин, Н.Ф. Чужак) смыкалась с идеями Пролеткульта. В концепции растворения искусства в жизни, в отрицании значимости культурного наследия, станковых форм и художественной образности выразилась связь этого движения с авангардизмом. Однако достижения «производственников» в сфере промышленного и оформительского искусства (работы В.Е. Татлина, А.М. Родченко, Л.М. Лисицкого, Л.С. Поповой, В.Ф. Степановой) сыграли важную роль в становлении принципов дизайна, положили начало советскому художественному конструированию.

Психеделическая революция — один из лозунгов и проявление контркультуры 60 — начала 70-х годов. Психеделическая революция выразилась в широком распространении наркотиков среди молодежи. Увлечение наркотиками было следствием и частным выражением более общих идей контркультуры — стремления отказаться от социальных «наслоений» в сознании, от рационального начала и логического мышления, предаться первичным импульсам бессознательного, уйти от действительности буржуазного общества в царство фантазии и грез. Под влиянием этих идей возникло также психеделическое искусство (произведения, создаваемые в состоянии наркотического опьянения).

Пуантилизм (от фр. point — точка) — название живописной системы неоимпрессионизма, состоящей в наложении краски раздельными точечными мазками. Система основывается на принципе разложения цветового тона на чистые цвета и их последующем оптическом смешении в процессе восприятия. Разработана художниками Ж. Сера и П. Синьяком.

Реди-мейд (англ. ready-made — готовый, ранее сделанный) — один из распространенных приемов модернизма, состоящий в замене произведения реальным предметом промышленного изготовления. Название впервые применил Марсель Дюшан к своим «готовым объектам» 1913—1917 годов (писуар, расческа, велосипедное колесо, сушилка для бутылок). В 60-е годы реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях постмодернизма.

Саморазрушающееся искусство — разновидность кинетического и процессуального искусства, в котором различные приемы динамики направлены на автоматическое разрушение создания художника или его исходного материала. Наиболее знаменитые образцы — саморазрушающиеся машины Жана Тингели, а также действия Гюстава Мецже: художник «писал» по нейлоновой основе едкой кислотой, постепенно уничтожая таким образом все полотнище.

«Синий всадник» — объединение близких к экспрессионизму художников, существовавшее в Мюнхене в период 1911—1914 годов. Основано В. Кандинским и Ф. Марком. Другие участники — А. Макке, Г. Мюнтер, Л. Фейнингер, А. Явленский, М. Веревкина, П. Клее, А. Кубин и другие. В 1914 г. вышел единственный номер альманаха под тем же названием. Творчество ряда художников «Синего всадника» стало одним из источников экспрессионистической линии абстракционизма.

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве России, основанное в первой половине 1910-х годов К. Малевичем. Разновидность абстрактного искусства. Живописные композиции супрематизма организуются из разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. К супрематизму примкнули последователи Малевича К. Богуславская, И. Пуни, И. Клюн. Он оказал также влияние на творчество О. Розановой и Н. Суетина.

Ташизм (от фр. tache — пятно) — одно из названий влиятельного направления в абстракционизме 50-х годов. Другие названия — лирическая абстракция, информальная живопись. Представители этого направления создавали картины методом «психической импровизации», стремясь исключить сознание из творческого процесса, вытеснить обдуманно построенную форму самостийно возникающей «неформой». Бесформенное пятно — основной элемент ташистской картины. Представители: Жорж Матье, Мишель Тапье, Анри Мишо, Жан Фотрие, Вольс, Ганс Гартунг, Жан-Поль Риопель, Эмилио Ведова, Асгер Йорн.

«Тель кель» (фр. "Tel quel") — французский литературный журнал, основанный в 1960 г. группой писателей-авангардистов во главе с Филипом Соллерсом. В теории опирался на структурализм Р. Барта, Ж. Лакана и М. Фуко, утверждал метод создания художественного произведения по лингвистическому образцу. В 1967 г. произошел раскол группы, некоторые ее бывшие участники во главе с Ж.П. Фаем основали новое объединение «Шанж» и альманах под тем же названием.

Тотальное искусство — обозначение тенденции постмодернистских направлений к отказу от художественного творчества как самостоятельного вида деятельности. Принципы тотального искусства выразились в формулах «растворения искусства в среде», «слияния искусства с процессами самой жизни». В широком смысле это понятие охватывает разные проявления и аспекты авангардизма 60—70-х годов. В более узком значении относится к замене художественного объекта указанием на явления реальности.

Флуксус (лат. fluxus — течение, поток) — международное авангардистское движение, основанное в ФРГ в 1962 г. по инициативе художника Иозефа Бойюса. Сфера флуксуса — хэппенинги, деколлаж, различные акции и уличные представления, антитеатр, конкретная и электронная музыка, визуальная поэзия. Основной принцип — абсолютная спонтанность, дадаистская произвольность, отказ от любых ограничений. Фестивали флуксуса проводились в Париже, Амстердаме, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке. В движении флуксуса участвовали Вольф Фостель, Роберт Филью, Джордж Брехт, Бен Вотрие, Йоко Оно, Генри Флинт, Роберт Уотс.

Хэппенинг (англ. happening — случай, событие) — наиболее распространенная разновидность искусства действия. Возник как форма авангардистского театра (тотальный театр) в Нью-Йорке в 1957—1959 годах. В основе хэппенинга — неспланированное (как правило, абсурдное) действие. В 60-е годы хэппенинг приобретает иную форму: он чаще всего разыгрывается на улице или в общественных местах, где собирается большое количество людей. Организаторами хэппенингов выступают художники. В хэппенинге ярко выразилась тенденция модернизма к уничтожению границ, определяющих специфическую область искусства. В качестве организаторов и исполнителей хэппенингов выступали: Аллен Кэпроу, Джон Кейдж, Клаэс Олденбург, Джим Дайн, Ред Грумз, Роберт Уитмен, Эл Хэнсен.

Эвент (англ. event — событие, происшествие) — разновидность акционизма, близкая хэппенингу. В основе эвента — взгляды английского художника Джона Лэтема, считавшего, что художник должен заниматься не формированием объектов, а структурированием событий. Его программа осуществлялась созданной в 1967 г. в Амстердаме «Группой исследования событийных структур» (Тео Ботшивер, Джефри Шоу, Сии Уэлсли-Миллер). Участники группы организовывали «события» и хэппенинги на фестивалях, в публичных местах, провоцируя спонтанные реакции людей.

Энвайронмент (англ. environment — окружение, среда) — одно из направлений постмодернизма, получившее особенно большое распространение в США в 60-е годы. Наиболее заметная линия энвайронмента представлена скульпторами Гербертом Фербером, Джорджем Сигелом, Эдом Кинхольцем, Клаэсом Олденбургом, Дьюэном Хэнсоном, которые создавали обширные пространственные композиции (интерьеры с фигурами людей в них). Во многих случаях в такие скульптурные повторения реальности вносились элементы бредовой фантастики, что особенно типично для произведений Эда Кинхольца. Другие представители этого направления создавали своего рода игровые пространства, в которых предполагались определенные действия зрителей. Среди приверженцев этого направления — Виктор Пасмоэ, Хезус-Рафаэль Сото, Ларри Белл, Роберт Ирвин, Дуг Уилер.

Предыдущая страница К оглавлению  

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика