а находил их.
На правах рекламы:
• Кератоконус — Кератоконус (glaz-clinic.ru) • Рома василенко вконтакте. Рома василенко вконтакте . (panram.ru) |
CRW и CRC: самолёт плюс вертолёт — это вертосамолётВ первом абзаце много слов «опять» и «снова»: опять про летательный аппарат, снова про американскую военщину, опять про вертолёт, снова про беспилотных. Да, ещё снова о мутантах, ведь это ни что иное, как гибрид самолёта и вертолёта, который в июне-июле 2002 года впервые собирается взлететь. Суть гибрида в том, что его ротор, а, проще говоря, пропеллер, может превращаться в крылья и обратно. То есть, взлетает аппарат как вертолёт, после того, как высота набрана, ротор фиксируется в перпендикулярном корпусу положении, теперь винт — это крылья, а аппарат становится самолётом. Примечательно, что у нового аппарата ротор всего один — пропеллер на хвосте убран за ненадобностью: он прибавляет веса и делает вертолёт более заметным для радаров. Естественно, возникает вопрос — зачем всё это? А затем, что такой аппарат летает быстрее вертолёта, а взлетает и садится он при этом вертикально (VTOL — vertical take-off and landing). Тем, кого называют US Navy и Marines, для разведывательных операций только этого и не хватало. Если вдуматься, то придумать определение к новому аппарату не так-то просто: в нашем распоряжении «само», «верто» и «лёт», а соединять придётся все три — иначе никак. Выходит, вариантов два: вертосамолёт и самовертолёт. Первый вариант как-то благозвучнее, поэтому остановимся пока на нём. Впрочем, у вертосамолёта есть и своё родное название — Canard Rotor/Wing (CRW). Возможно, кого-то в названии CRW смутит слово «Canard», которое чаще переводится, как «утка», ложный слух. В данном случае — ничего утиного: «Canard» означает «самолёт с горизонтальной стабилизацией» (airplane with horizontal stabilizing and control surfaces in front of supporting surfaces). Кстати, есть у CRW название и попроще — Dragonfly («Стрекоза»). CRW — это совместная разработка авиастроителей из «Боинга» (Boeing Phantom Works) и сотрудников исследовательского агентства Пентагона по перспективным оборонным разработкам (Defense Advanced Research Projects Agency — DARPA). Обе стороны вложили в это дело по $12 миллионов. Так или иначе, в 2003 году этот проект должен быть завершён. Предполагается, что CRW будут как пилотируемыми (на одного-двух человек), так и беспилотными — UAV'ами. Всем, кто интересуется техническими подробностями на английском, предлагаем почитать, что пишет сам «Боинг», что рассказывает DARPA, что думает по этому поводу сайт Fas.org, и что пишет американский журнал National Defense. Кстати, рассказывая о CRW, журнал New Scientist припоминает «Боингу» предыдущий вертосамолёт — MV-22 Osprey, который дважды разбивался, погубив 12 человек. Нам же вспомнился аппарат, о котором писал всё тот же New Scientist. Этот беспилотный аппарат почти тёзка CRW — он называется SRC (SiMiCon Rotor Craft). SiMiCon — это название норвежской компании-разработчика, чьё детище в форме диска (диаметр 4,5 метра) также можно назвать вертосамолётом, потому что летает оно и так, и эдак. Ротор с четырьмя лопастями позволяет SRC вертикально взлетать, приземляться и парить, а реактивный двигатель включается, когда нужно набрать скорость. Когда лопасти не нужны, они складываются. SiMiCon Rotor Craft успешно прошёл тоннельные испытания в Норвежском национальном университете технологии и науки в Трондхейме (Norway's National University for Technology and Science in Trondheim), но когда SRC будет востребован — пока неясно. Помимо военных шпионских миссий, норвежцы хотели бы, чтобы их аппарат послужил и гражданским: геологам, экологам, полицейским — но до этого, как они говорят, ещё далеко: лет через пять после того, как первый серийный SRC поднимется в воздух.
|