(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Пряничный домик против конлагеря

Фриденсрайх (Фридрих) Хундертвассер (Стовассер) родился в 1928 году в Вене в еврейской семье, и звали его без всяких затей — Фридрих Стовассер. Через 20 лет этот мальчик стал редчайшим и гигантским институтом идей абстракционизма. Творческая звезда его взошла в 1949 году, когда Фридрих Стовассер приехал в Париж и сменил имя. Части нового имени — Фриденсрайх Хундертвассер — значили «царство мира» и «сто вод». Хундертвассер в лучшем виде усвоил все открытия русского авангарда 1920-х годов. Символами его творчества — абстрактного, сюрреалистического и насыщенно-орнаментального, напитавшегося эстетикой Гауди, стали окна — как форма прорыва, способа взглянуть в иной мир, и спираль — как отображение скругленной бесконечной линии, показывающей вечное превращение форм жизни. В период 1953-1958 годов художник прочитал свой «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре».

Вся жизнь Хундертвассера была такой же пестрой, насыщенной, нетрадиционной и яркой, как его сочные картины, раскрашенные самолеты, флаги и знамена, почтовые марки, «пряничные» дома, церкви, оздоровительные центры в Австрии, Германии, Японии, США и других странах. В 1970-х годах в Вене, придя на телевизионное шоу «Как нам обустроить город» голым и в клетчатой кепке, он призвал вернуться к матушке-природе, отказаться от прямых линий и использовать в строительстве только натуральные материалы. «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде», — говорил он. Прямые линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии. Дома с упорядоченными линиями фасадов он уподоблял концлагерю, считая, что каждое окно индивидуально и имеет право на свою жизнь.

Иностранцы, да и сами жители Вены до сих пор не могут прийти в себя от знаменитого «Дома Хундертвассера», построенного в стиле сказок братьев Гримм. В архитектуре семиэтажного дома почти нет прямых линий. Кривые полы и лестницы похожи на лесные тропы. Пространство округлено донельзя. С помощью осколков керамической плитки на внутренних стенах выложены стилизованные растения и животные, на крышах, балконах, террасах насыпана земля и посажены деревья, цветы и кустарники.

Умер художник в 2000 году на борту корабля «Королева Елизавета II» в Тихом океане и был погребен в Новой Зеландии в «Саду счастливых мертвецов».

Нынешняя выставка в Музее современного искусства состоит не только из работ Хундертвассера. На ней представлены также образцы творчества его друга и коллеги Шоичи Хасегавы. В 1960 году Хундертвассер посетил Японию, где и познакомился с этим молодым мастером акварели. Хасегава, увлекшись философией знаменитого австрийца, поехал в Париж изучать европейскую гравюру, и сейчас «японца в Париже» почитают мэтром современной графики. Так что выставка «Линия бесконечности» — это как бы задушевная беседа двух абстракционистов, не изменяющих в своих абстракциях его величеству символу, беседа, в которой резкость и прерывистость японца возмещается плавной бесконечностью «волшебника растительности».

 
© 2025 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика