а находил их.
На правах рекламы:
• Субсидиарная ответственность примеры — субсидиарная ответственность пример (surrey.ru) |
Под сенью кипарисов и оливЧто для нас значит Пикассо? «Голубка мира»? «Герника»? «Авиньонские девицы»? Мы начинаем наш рассказ в необычном музее, без которого невозможно представить себе настоящего Пикассо — «черно-белого», но тем не менее яркого и неподражаемого. На кривой улочке французского городка Мужен, по которой не раз хаживал прославленный мэтр, расположился Музей фотографии Андре Вилье, человека, создавшего галерею портретов великих людей двадцатого столетия, среди которых Пикассо занимает одно из ведущих мест... ...Его имя зазвучало в самом начале XX в., когда в июне 1901 г. галерейщик Амбруаз Волар сделал персональную выставку еще мало кому известного девятнадцатилетнего художника-испанца.
Выставка состоялась в подвале на улице Лаффит, короткой, узкой, ведущей к Монмартру... Там позже обоснуется и Берта Вейль («Тетушка Вейль»), первой рискнувшая купить работы юного художника. Жалкие полутемные лавки, где рядом со старыми веерами, рамами, посудой и бронзовыми буддами висели, а то и стояли у стен и в кладовках холсты Пикассо, Модильяни, Брака... Те холсты, что висят сейчас в музеях или продаются на аукционах за баснословные деньги, тогда запросто были как попало свалены на антресолях... Век двадцатый предоставил творцам всех мастей неслыханную свободу самовыражения. Старая культура уходила, новая появлялась на свет. Пикассо был одним из тех, кто активно применял в искусстве формы и интонации, до тех пор невозможные. Публика восторженно принимала его эксперименты и с любопытством следила за ходом его любовных похождений. Нет, пожалуй, ни один художник ушедшего столетия не притягивал к себе такого пристального и всеобщего внимания, как Пабло Пикассо. И уже буквально через несколько лет за Пикассо закрепилась слава одаренного и смелого творца, дерзкого импровизатора, все время стремящегося к самосовершенствованию и обновлению, неутомимого искателя новых путей в искусстве. Он не боялся опять и опять начинать «с нуля», решительно отказываясь от всего того, к чему многие другие шли бы десятилетиями, а найдя, дорожили бы и старательно оберегали. «Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким он предстает моему внутреннему взору», — часто говорил Пикассо. Конечно, многие из его картин, в которые художник вкладывал свой особый, волнующий его смысл, непривычны, даже порой трудны для понимания зрителя. «Пикассо не может быть понят как день новой эры», — утверждал русский искусствовед Н. Пунин. Непривычность, сложность замысла не позволяют «расшифровать» многие его полотна. Об этой особенности картин Пикассо писал его друг Жан Кокто, сравнивая их с театральным занавесом: «Плохой художник делает театральный занавес, за которым нет ничего. Настоящий художник, записав холст, открывает за ним сцену, куда и проникает глаз и ум зрителя. Театр Пикассо доступен не всем». Но уже в конце 1930-х гг. творчество Пабло Пикассо без всякого преувеличения начинает восприниматься как один из определяющих моментов художественного самосознания европейского общества. Отныне, что бы ни делал художник, на какие бы неожиданные шаги в творчестве он ни шел, все, созданное им, неизменно привлекает череду последователей, подражателей, сторонников. После окончания Второй мировой войны мифотворчество вокруг его личности достигает апогея. К нему относятся уже не как к человеку, а как к необыкновенному явлению, феномену культуры, этакому небожителю с явно человеческими чертами и свойствами натуры, который вершит судьбы искусства и влияет на развитие практически всех его видов. Сам Пикассо в это время без ложной скромности сравнивает себя с мифическим царем Мидасом: все, к чему он прикасается, превращается в золото. Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком), в котором трехплоскостное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещенных воедино плоскостей, Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т.д. Он породил массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX в. Из досье «Исторического путеводителя» («ИП»): летящая птица Брака Начинал как художник-декоратор. Был близок к фовизму, испытал влияние Матисса и Дерена, выставлялся в Салоне независимых в 1906 г. После открытия для себя живописи Сезанна и встречи с Пикассо, в 1907 г., резко изменил художественную манеру, стремясь к лаконизму живописных средств и геометризации предметов. В 1909—1912 гг. работал вместе с Пикассо над теоретическим обоснованием кубизма и стал одним из основателей этого течения. Участвовал в Первой мировой войне, в 1915 г. был тяжело ранен и смог вернуться к занятиям живописью только в 1917 г. В дальнейшем искал большей просветленности и гармоничности изображения, его яркой декоративности. Создал несколько серий («Купальщицы» и др.), активно работал в жанре натюрморта. В1934 г. вышла первая монография о художнике. Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. В 1949—1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. В 1950-х гг. исполнил ряд декоративных работ: занимался церковными витражами, оформил потолок в этрусском зале Лувра. Сквозной мотив позднего творчества парижского периода Брака — летящая птица. Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись. Умер Брак в Париже 31 августа 1963 г. Эксперты назвали Пабло Пикассо самым «дорогим» художником. В 2008 г. объем только официальных продаж его работ составил 262 млн долл. По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведенного газетой «Тайме» в 2009 г., Пикассо был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет. Его полотна стоят на первом месте по «популярности» среди... похитителей. Замечательный русский поэт Осип Мандельштам остроумно заметил, что художник-кубист Пикассо однажды в Париже «разбил» скрипку, и теперь ее кусочки — «святые реликвии» — можно обнаружить по всему миру. Его имя известно сотням миллионов людей, однако его искусство понимают немногие. Одни называют его «буржуазным растлителем», другие — «формалистом», третьи — «большевиком в искусстве». Выставки его работ в различных городах мира, как и недавняя экспозиция в Государственном музее изобразительных искусств им. A.C. Пушкина в Москве, неизбежно становились событием, которое будоражило не только художественный мир. О нем говорили на улицах, в метро, словно о самой животрепещущей проблеме — экономическом кризисе. Республиканская Испания, отдавая дань признания и любви испанского народа к художнику, назначила его директором Музея Прадо. Народная Польша наградила его высоким орденом. А Гитлер приказал удалить его картины из музеев. Трумэн назвал его искусство «развращающим». Черчилль, сам на досуге писавший натюрморты, пренебрежительно отозвался о живописи Пикассо. Вполне возможно, что если бы он остался в Испании, его действительно репрессировали бы: уж больно досадил он режиму Франко. Но главное — он не стал бы Пабло Пикассо как вне художественной жизни Парижа, так и без Южной Франции и Лазурного Берега. Вся Франция неотделима от него, как и Пикассо нельзя отлучить от Франции. Когда Пабло Пикассо умер в своем замке Вовенарг в окрестностях Мужена в имении Нотр Дам де Ви в возрасте 92 лет, он оставил недвижимость, которая была оценена в 1,1 млрд долларов. Он скончался почти без страданий на руках Жаклин Рок. На похоронах присутствовало очень мало людей. В качестве памятника на могиле Пикассо установили его скульптуру «Женщина с вазой», а эпитафией ему могла бы послужить фраза из его собственного дневника: «Искусство сильнее меня. Оно всегда заставляет меня делать то, что оно хочет». В своем замке в Провансе, что на юге Франции, Пикассо надеялся спастись от толп туристов, которые преследовали его повсюду, особенно у его дома в Каннах. Особое значение для Пикассо имело то обстоятельство, что замок Вовенарг расположен на склонах горы Сен-Виктуар, которую три десятка раз изображал на своих полотнах его кумир импрессионист Поль Сезанн... В стенах Вовенарга Пикассо писал портреты своей жены Жаклин, а также вариации на тему классических живописных работ, в том числе «Завтрака на траве» Эдуарда Моне. В 1965 г. супруги Пикассо переехали в городок Мужен, однако Пикассо завещал похоронить себя именно в замке Вовенарг. Здесь же позже была похоронена и Жаклин Рок (Пикассо), покончившая с собой в октябре 1986 г. О Вовенарге Пикассо впервые услышал на ужине у Дугласа Купера и Джона Ричардсона. В ходе беседы Дуглас сообщил Пикассо, что рядом с Экс-ан-Провансом, в маленькой деревушке Вовенарг, продается великолепный замок. На следующий день Пикассо распоряжается доставить его на место. Проезжая по узкой дороге, идущей вдоль горы Сен-Виктуар, он попадает под очарование пейзажей Сезанна, которые он увидел своими собственными глазами. Пикассо мгновенно влюбляется в этот величественный и суровый замок, окруженный круглыми башнями и укреплениями XIV века. Так в 77 лет Пикассо дарит себе Сезанна в натуральную величину: из окон замка Вовенарг открывается поразительный вид на гору Сен-Виктуар. Во время первого проживания в замке в январе 1959 г. он пишет «Обнаженную женщину под сосной», контуры которой повторяют внешние очертания горы Сен-Виктуар. Между мартом и августом 1960 г. он создает серию «Завтрак на траве», навеянную Мане. Именно в этот период, с 1950 по 1963 г., Пикассо ищет ответы в произведениях великих мастеров («Алжирские женщины» Делакруа, «Девушки на Сене» Курбе, «Менина» Веласкеса...) Этот период в Вовенарге отмечен возвратом к испанскому стилю, для которого характерна строгость и жесткость. Пикассо создает конструкции в зеленых, темно-красных или черных охровых тонах. Порой цвет выходит за границы объекта, чтобы освободиться от власти формы. В апреле 1961 г. Пикассо покидает замок. Прах художника покоится в саду замка рядом с Жаклин, под статуей «Женщина с вазой». Приемная дочь Пикассо, Кэтрин Хьютин, которой сейчас принадлежит замок, сохранила неприкосновенной студию художника, все вещи, кисти и полотна остаются на тех же местах, где они были при жизни Пикассо. Теперь, после долгого затворничества, двери замка открылись и для туристов, которые смогут не только увидеть студию, где творил великий художник, но и посетить его могилу...
|