Каталог
43. Голова старика в тиаре (Король Дагобер). 1905
Бумага, тушь, перо, акварель. 17×10
Кароль Дагобер — герой средневековых французских сказаний — в начале VII в. был королем франков.
В Государственной галерее Штутгарта находится пастель Пикассо «Король» (Король Дагобер), исполненная также в 1905 г. (Zervos, I.245). На этом рисунке черты лица мягче, чем на листе из ГМИИ. Отличием штутгартской пастели является также и корона упрощенных очертаний. В московском рисунке тиара пышная, украшена обнаженными фигурами. Смысл их не вполне ясен. Покровителем ювелиров считался казначей Дагобера св. Элигий. Мотив вычурной тиары, возможно, связан с этим.
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 10266
Происхождение: собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ
Выставки: 1925, ГМНЗИ, № 63; 1955, ГМИИ, кат. с. 81; 1956, Эрмитаж, кат. с. 94; 1959, ГМИИ, кат. с. 34; 1966, ГМИИ
Литература: Перцов, № 249; Тугендхольд, с. 135, 146; Кат. ГМНЗИ, № 412; Réau, № 1002; Zervos, I.246; «Графика Пикассо», № 7.
44. Комедианты. 1905
Картон, гуашь, уголь. 51,4×61,3. Слева внизу углем подпись: Picasso
Эскиз к картине «Семейство комедиантов» (Вашингтон, Национальная художественная галерея) — центральному произведению розового периода. В отличие от законченной картины в эскизе, на фоне намечено действие (скачки), противопоставленное неподвижно стоящим фигурам комедиантов. В эскизе отсутствует женщина с Майорки, помещенная в правом нижнем углу картины (этюд этой фигуры хранится в ГМИИ). Остальные члены семейства встречаются в ряде произведений 1905 г., в особенности часто — старый клоун-толстяк. Вариацией мотива двух мальчиков с собакой в центре эскиза является гуашь «Два акробата с собакой» (Нью-Йорк, Музей современного искусства). В группе комедиантов Арлекин наиболее отличается от персонажей картины. В эскизе он не только представлен собравшимся в дорогу, в пальто, с саквояжем, но и, что самое интересное, он похож на Пикассо. Отождествление судеб бродячих комедиантов и художника в современном обществе — одна из настойчиво развиваемых идей розового периода.
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 10265
Происхождение: собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ
Выставки: 1925, ГМНЗИ, № 65; 1955, ГМИИ, кат. с. 81; 1956, Эрмитаж, кат. с. 94; 1959, ГМИИ, кат. с. 34; 1966, ГМИИ
Литература: Кат. Щукина, № 180; Тугендхольд, с. 169; Тугендхольд, 1923, с. 116; Кат. ГМНЗИ, № 419; Réau, № 1009; Zervos, I. 287; Daix — Boudaille, XII. 33; «Графика Пикассо», № 12; Зубова, № 22.
45. Мальчик с собакой. 1905
На обороте — этюд двух фигур и мужской головы в профиль (кат. 45а).
Картон, гуашь. 57×41. Слева вверху: Picasso
Этюд связан с серией работ над композицией с группой странствующих цирковых актеров, начатой в Париже в 1905 г., по может восприниматься и как самостоятельное произведение. Законченная композиция хранится в Национальной художественной галерее Вашингтона (эскиз — в ГМИИ, см. кат. 44). В процессе работы замысел художника видоизменялся. Фигуры собаки и мальчика в московском варианте очень далеки от эрмитажного рисунка, а в композицию вашингтонской картины они не вошли.
Близкий ленинградскому этюду, но более законченный вариант с двумя актерами и собакой (Нью-Йорк, Музей современного искусства) выполнен не позднее начала мая 1905 г. (15 мая он был репродуцирован в статье Г. Аполлинера в журнале «La Plume»). «Мальчик с собакой» непосредственно предшествовал нью-йоркскому варианту.
Собрание: Эрмитаж (с 1934), инв. № 42158
Происхождение: собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1928 — ГМНЗИ
Выставки: 1956, Эрмитаж, кат. с. 94; 1968, Эрмитаж, «От Дюрера до Пикассо», № 53
Литература: Кат. Щукина, № 181; Тугендхольд, с. 31, 65; Перцов, с. 95; Тугендхольд, 1923, с. 116, 146; Кат. ГМНЗИ, № 415; Réau, № 1005; Zervos, I.306; Daix — Boudaille, XII. 16; French 20th Century Masters, № 66; Izerghina — Barskaïa, № 220.
45a. Этюд двух фигур и мужской головы в профиль
Оборот рисунка «Мальчик с собакой» (кат. 45)
Картон, темпера. 47×57
Набросок относится к началу 1905 г., поскольку сделанный после него на другой стороне картона этюд датируется не позднее начала мая того же года. Видимо, художник одновременно задумал две композиции со странствующими гимнастами, которые разрабатывал в ряде вариантов. Эрмитажный набросок отражает самый ранний этап работы над темой, нашедшей воплощение в картине «Девочка на шаре» (ГМИИ, кат. 9); в остальных этюдах — двух перовых рисунках и двух акварелях (частное собрание и Балтимор, Музей искусств), как и в картине, художник отошел от непосредственных натурных зарисовок, заменил мальчика, балансирующего на шаре, девочкой; горизонтальный формат — на вертикальный, оставаясь в то же время верным первоначальному замыслу. См. кат. 45
Литература: Кузнецов 10. От Дюрера до Пикассо. — СГЭ, 1970, [вып.] 31, с. 80—81; Izerghina — Barskaïa, № 219.
46. Обнаженная фигура юноши
На обороте: набросок обнаженной лежащей женщины и сидящего юноши (кат. 46а)
Картон, гуашь. 67,5×52,0. Справа внизу подпись: Picasso
Этюд характерен для конца розового периода, ознаменовавшегося появлением новых, классически уравновешенных форм и ритмов. От прежнего этапа в композиции еще сохраняется мотив циркового реквизита — ящик, на который опирается юноша. Это одно из первых произведений в серии парижских (весна 1906) и госольских (лето 1906) этюдов и незаконченных композиций с юношами.
Собрание: Эрмитаж (с 1934), инв. № 40777
Происхождение: собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ
Выставки: 1925, ГМНЗИ, № 64
Литература: Тугендхольд, 1923, с. 146; Кат. ГМНЗИ, № 418; Réau, № 1008; Zervos, I. 268; Daix — Boudaille, XIV. 8; Izerghina — Barskaïa, № 221.
46a. Обнаженные фигуры лежащей женщины и сидящего рядом юноши
Оборот этюда обнаженной фигуры юноши (кат. 46)
Картон, гуашь, уголь. 52×67,5
Предметы обстановки, хотя и суммарно обозначенные, их расположение, прижавшийся к телу женщины котенок — все напоминает об обстоятельствах встречи художника с Фернандой Оливье, описанных в ее книге, и убеждает в том, что набросок сделан с нее в мастерской Пикассо в «Плавучей прачечной». Мягкая, интимная манера исполнения, трактовка пластической формы, голубоватая гамма, в которой выдержан набросок женщины, позволяют датировать его 1905 г. и отнести к началу совместной жизни Пикассо и Фернанды. Возможно, вторая фигура была пририсована несколько позднее в связи с задуманной, но не осуществленной композицией в духе характерных для розового периода сцен из жизни странствующих актеров. См. кат. 46
Литература: Кантор-Гуковская А. О наброске Пикассо в собрании рисунков Эрмитажа. — СГЭ, 1981, [вып.] 46, с. 22—24.
47. Композиция с черепом
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 32,5×24,2
Этюд к одноименной эрмитажной картине (см. кат. 16). Как и картина, датировался 1907 г. Более вероятно, что он был создан в июне 1908 г., вслед за тем, как в «Плавучей прачечной» повесился художник Вигельс. Две темы — смерти и искусства — заявлены уже в эскизе, но их соотношение несколько иное, чем в картине. Причина самоубийства более оттенена: трубка и горшок как напоминание о злоупотреблении наркотиками выделяются резче, чем в картине, где горшок, например, вообще плохо различим, а трубка имеет меньшие размеры. Наоборот, палитра и холст в верхней части в эскизе лишь намечены. Вполне возможно, что представлен не холст, а зеркало, традиционный атрибут жанра Vanitas.
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 10267
Происхождение: с 1913/14 — собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ
Выставки: 1966, ГМИИ
Литература: Перцов, № 251; Тугендхольд, 1923, с. 146; Кат. ГМНЗИ, № 422; Zervos, II. 49; Daix — Rosselet, № 171.
48. Эскиз к картине «Дружба». 1908
Бумага, акварель, гуашь. 63×47,7
Эскиз к картине «Дружба» (кат. 15). Исполнен в Париже в начале 1908 г.
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 10263
Происхождение: галерея Канвейлера; собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ
Выставки: 1966, ГМИИ
Литература: Кат. Щукина, № 174; Чулков, с. 74; Тугендхольд, 1923, с. 145; Кат. ГМНЗИ, № 430; Réau, № 1018; Zervos, II. 58; Daix— Rosselet, № 102.
49. Эскиз к картине «Дружба». 1908
Бумага, акварель, гуашь. 61,9×47,6
Эскиз к картине (кат. 15). Исполнен в Париже в начале 1908 г., вероятно, вслед за предыдущим (кат. 48), где обе фигуры конкретизированы гораздо меньше.
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 10264
Происхождение: галерея Канвейлера; собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ
Выставки: 1966, ГМИИ; 1972, Оттерло, № 79 (Две женщины)
Литература: Кат. Щукина, № 175; Чулков, с. 74; Тугендхольд, 1923, с. 145; Кат. ГМНЗИ, № 430; Réau, № 1018; Zervos, II. 59; Daix — Rosselet, № 103.
50. Три женщины. 1908
Бумага, акварель, гуашь. 54×47,7
Эскиз к одноименной картине (кат. 28). Исполнен весной 1908 г. в Париже.
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 10262
Происхождение: коллекция Г. Стайн; галерея Канвейлера; собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ
Выставки: 1966, ГМИИ
Литература: Кат. Щукина, № 167; Тугендхольд, 1923, с. 145; Кат. ГМНЗИ, № 438; Zervos, II.106; Daix — Rosselet, № 120.
51. Мужчина со скрещенными руками
Бумага, наклеенная на картон, гуашь, акварель. 65,2×49,2
Пикассо использует в трактовке лица, головы, бюста ту же манеру геометрического упрощения пластической формы и цветового решения, что и в других многочисленных работах, исполненных весной 1909 г. в Париже. Среди этих рисунков углем, акварелей, гуашей, этюдов и картин маслом эрмитажному варианту наиболее близки «Мужчина со скрещенными руками», но в чуть ином повороте (Zervos, XXVI.411), и ряд этюдов мужской головы (Zervos, II.141, 166, 715, 747, 748; VI.1113; 1152).
Собрание: Эрмитаж (с 1934), инв. № 43481
Происхождение: галерея Канвейлера; собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ
Выставки: 1973—1974, Эрмитаж, Выставка памятников, реставрированных в Государственном Эрмитаже, № 56
Литература: Кат. Щукина, № 155; Тугендхольд, с. 43; Тугендхольд, 1923, с. 145; Кат. ГМНЗИ, № 448; Réau, № 1035; Zervos, II. 139; Izerghina — Barskaïa, № 240; Daix — Rosselet, № 254.
52. Композиция с разрезанной грушей. Апрель 1914
Обои, гуашь, графитный карандаш. 35×32. Справа вверху подпись и дата: Picasso 411914
Натюрморт относится к числу наиболее формальных композиций 1913—1914 гг., в которых связь с реально существующими вещами сведена к минимуму. Кроме разрезанной груши (вернее контура, ее символизирующего) и ветки листьев, ни один предмет не поддается узнаванию — они абстрагированы, развеществлены, сведены к раскрашенным плоскостям. Не случайно в названия обеих эрмитажных работ с разрезанной грушей (см. кат. 53) иногда вкрадывается путаница: каждую называют натюрмортом с книгами, но они не ассоциируются с каким-либо его компонентом.
Собрание: Эрмитаж (с 1934), инв. № 42159
Происхождение: галерея Канвейлера; собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ
Литература: Перцов, № 284; Тугендхольд, 1923, с. 146 (Натюрморт — книги); Кат. ГМНЗИ, № 455; Réau, № 1042 (Композиция); Zervos, II.481 (Компотница с разрезанной грушей); French 20th Century Masters, № 87; Izerghina — Barskaïa, № 249; Daix — Rosselet, № 678.
53. Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей
Бумага, наклеенная на картон, гуашь, клеевая краска, карандаш, древесные опилки. 67,6×52,2. Справа внизу подпись: Picasso (в композиции подпись повторена на конверте).
Вариант одного из многочисленных натюрмортов 1914 г., где присутствует мотив разрезанной груши и грозди винограда то вместе, то порознь (см. кат. 52); наибольшую близость обнаруживает с композицией из собрания Дариуса Мийо (Zervos, II.476) и с натюрмортом с гроздью винограда, грушей и трубкой (Zervos, II.497). Линии, разграничивающие плоскость на прямоугольники, треугольники, полукружия, не выявляют, а скрывают конкретные формы. Но чем менее предметны формы, тем вещественнее средства изображения — функцию предметности берут на себя реальные опилки, песок и обои.
Собрание: Эрмитаж (с 1948), инв. № 43758
Происхождение: галерея Канвейлера; собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ
Литература: Перцов, № 246 (Книги); Тугендхольд, 1923, с. 146 (Натюрморт); Кат. ГМНЗИ, № 456 (Книги. Натюрморт); Réau, № 1043 (Книги); Zervos, II.480; French 20th Century Masters, № 88; Izerghina — Barskaïa, № 250; Daix — Bosselet, № 680.
54. Лошадка. 1924
Бумага, тушь, перо. 21×27,2. Слева внизу подпись: Picasso
Терновец пишет, что рисунок «исполнен в 1924 г., данный рисунок является легкой шуткой художника, он выдержан в правилах японской игры (изображение предмета, не отрывая руки от бумаги)».
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 10406
Происхождение: собрание М.Ф. Ларионова; с 1925 — ГМНЗИ
Выставки: 1927, ГМНЗИ, № 15; 1955, ГМИИ, кат. с. 8; 1956, Эрмитаж, кат. с. 34; 1966, ГМИИ
Литература: Терновец Б.Н. Выставка новых приобретений (живопись, рисунок). Подробный иллюстрированный каталог. ГМНЗИ М., 1927, с. 54; Кат. ГМНЗИ, № 461
55. Портрет И.Г. Эренбурга
Бумага, графитный карандаш. 29,5×20,5 (в свету). Справа внизу подпись и дата: Pour toi mon Ami Picasso 29 août 1948
В августе 1948 г. Пикассо откликнулся на приглашение своего друга И.Г. Эренбурга и приехал в Польшу для участия во Всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Художник побывал в Варшаве, где и исполнил данный портрет.
Собрание: с 1967 — И.И. Эренбург
Происхождение: дар художника И.Г. Эренбургу
Литература: Zervos, XV.79