а находил их.
Бунт интеллектуаловВ последние годы XIX века разгорелся и широко распространился бунт против мертвящей руки церкви и государства. В Каталонии внезапно обрело мощный импульс движение модернистов («современников»). Группы молодых поэтов и художников дерзко провозглашали перед публикой свои нетрадиционные убеждения. В 1894 году в маленьком приморском городке Ситжесе, окруженном древней крепостной стеной, было устроено импозантное празднество в честь Сезара Франка, Мореры (каталонского музыканта1) и Метерлинка. Во времена, когда в Мадриде никто не проявлял ни малейшего интереса к Эль Греко, две его картины, недавно купленные в Париже, пронесли торжественной процессией по всем улицам в сопровождении почетного эскорта из каталонских поэтов и живописцев, после чего водрузили в местном музее. Весь день в городе царило сильнейшее возбуждение, изливавшееся в оргии речей и чтение стихов. Касельяс прочитал фрагмент из поэзии прерафаэлитов2 под названием «Блаженный Дамозель»3, затем выступил другой поэт, Иксарт, который продекламировал собственное сочинение под названием «Впечатления от туберкулеза». После него каталонский поэт Жоан Марагаль4 прочитал одно из своих меланхолических стихотворений о молчаливых цветах, обрывающих свои же собственные лепестки. А в самом конце Сантьяго Русиньол — художник, драматург, а также поэт-«интимист» и символист, который за собственный счет купил и подарил Ситжесу обе картины Эль Греко, — произнес, по словам одного из свидетелей, «зажигательную речь, в которой сделал презрительный намек на большое стадо, и, в частности, сказал: "Мы скорее предпочитаем быть символистами и душевно неуравновешенными субъектами, даже более того — быть безумцами и декадентами, — нежели одними из тех, кто унижен и труслив; здравый смысл душит нас, а что касается благоразумия, то оно на нашей родной земле явно в избытке..."» Празднество в Ситжесе оказалось весьма симптоматичным. Те же чувства, которые столь цветисто выразил в своей речи Русиньол, разделяла большая группа интеллектуалов, энергичных и отнюдь не лишенных таланта. Эмоциональные порывы, зародившиеся в их душах под влиянием творчества Метерлинка, Ибсена и Ницше, хорошо сочетались с прирожденным национальным пристрастием к романтизму, анархизму и личной храбрости. Юноше, только что прибывшему из Малаги, эта компания показалась необычайно притягательной. Он страстно стремился попасть в такое общество, которое помогло бы ему раз и навсегда освободиться от общепринятых условностей той провинциальной среды, где он был воспитан, и именно в этом кругу ему суждено было вскоре отыскать себе ближайших друзей. В последние десятилетия XIX века высокое искусство в Испании было задушено академическими предубеждениями и некомпетентностью, лишено натуральной подпитки из-за упадка народного искусства и испытывало постоянную угрозу со стороны окружающего мира, который все больше увлекался коммерцией и научными изобретениями, пренебрегая искусством. Те, кто сильнее всего ощущал рост этой угрозы, возлагали большие надежды на укрепление контактов с северными странами. Франция была родиной символизма и импрессионизма, в то время как в Германии повсеместно царила мода на вагнеровский романтизм. Влияние Англии было важным и в политическом, и в артистическом плане. Либерализм был здесь издавна силен политически; к тому же, либеральная и гуманистическая тенденция пронизывала собой наиболее значительные художественные явления, которые наблюдались в Англии на протяжении XIX века — начиная от творений романтических поэтов и кончая деятельностью братства прерафаэлитов и трудами Рескина и Карлейля. Кроме того, стабильность английского правительства была предметом особенно сильной зависти в стране, на собственном опыте познавшей все прелести нескончаемой череды политических переворотов. Стабильность эта имела большое значение и для Барселоны, которая была в ту пору стремительно растущим городом, и воздействовала на жизнь самых различных слоев барселонского общества. Плохо оплачиваемые и полуголодные рабочие отправлялись на заработки в Англию и возвращались оттуда с четким представлением о демократии, которое они сочетали с типично испанским устремлением к индивидуальной свободе самовыражения. Параллельно с этой интеллектуальной революцией развертывалось широкое народное движение, которое оказало могучее влияние на основные тенденции ее развития. Под воздействием взглядов Льва Толстого, Бакунина, Кропоткина и Феррера, труды которых продавались в любом киоске на каждой рамбле вплоть до первых дней гражданской войны, это общенародное движение приняло форму анархо-синдикализма. Примечания1. В конце 1930-х годов Энрике Морера занимал пост директора Барселонской консерватории. — Прим. перев. 2. Прерафаэлиты — группа художников и литераторов, сформировавшаяся в Англии в 1848 г. и призывавшая писать с наивным преклонением перед природой, — они считали такой подход характерным для итальянского искусства раннего Возрождения (до Рафаэля). Критикуя современную им культуру с романтических позиций, соединяли скрупулезную передачу натуры с вычурной символикой. — Прим. перев. 3. Предположительно это был перевод отрывка из поэмы Данте Габриела Россети. 4. Жоан Марагаль-и-Горина считается первым крупным поэтом-модернистом Каталонии, оказавшим заметное влияние на последователей. — Прим. перев.
|