а находил их.
Пикассо и музеиКогда Пикассо был в 1947 году в Париже, к нему подошел его старый друг, Жан Кассу1, которого недавно сделали директором нового Музея современного искусства. Этого деятельного человека беспокоили серьезные изъяны в его собрании, возникшие вследствие явного недостатка работ самых крупных из живущих живописцев, и ему хотелось как-то заполнить обнаруженные им пробелы. Кассу прекрасно понимал, что во Франции сложилась и даже ширилась абсурдная ситуация. Когда-то давно мятежники вроде Пикассо, Матисса, Брака, Леже и им подобных художников подвергались остракизму со стороны их влиятельных врагов в академическом мире, и работы бунтарей запрещалось включать в любые официальные собрания, в том числе и музейные. В результате работы этих «выскочек» не приобретали в те дни, когда они были относительно малоизвестными и их картины можно было закупить даже на те ограниченные средства, которыми располагали французские музеи. Теперь же, после того как всемирная слава этих мастеров авангарда резко подняла цены на их работы, музеи обнаружили, что они не имеют ни одной значительной их работы, равно как и финансовых ресурсов, чтобы приобрести какие-то стоящие произведения. Полный решимости создать по-настоящему значимое собрание, Кассу стал посещать художников, в работах которых он нуждался, и закупал их произведения в пределах своих фондов, оставляя, однако, в запасе сумму, достаточную для существенных покупок, — в первую очередь, работ Пикассо. Когда очередь дошла до него и Кассу обратился к нему с запросом, Пикассо приветствовал саму идею, но с проницательностью, свойственной ему в такого рода делах, и с интуицией финансиста, которая в такие моменты приходила к нему на помощь, он предложил десять своих картин в подарок, вместо того чтобы согласиться на их продажу и обнаружить чуть позже, что он должен уплатить покупателю, в данном случае французскому правительству, налоги, соизмеримые по своей величине с ценой, которую он получил бы за них как автор. Очень многие кубистические картины уже давно ушли в частные руки, но Пикассо был в состоянии избавить французские музеи от возникших у них затруднений, передав им в дар свои значительные работы последних лет. В Антибе случилось нечто подобное, хотя и по совершенно другим причинам. Дворец Гримальди стал музеем Пикассо. Когда художник нашел для себя другие места, удобные для работы, он решил оставить музею Антиба в постоянное заемное пользование все творческие плоды тех идиллических месяцев, которые он провел там, а позже добавил к этому коллекцию своей керамики, рисунков и литографий, превративших данный музей в одно из самых очаровательных мест, какие стоит посетить во Франции. В новой и светоносной атмосфере творчества Пикассо стены этого здания, увешанные его работами, лучатся восторгом, юмором, игривостью и неподвластными времени образами человеческой любви и человеческой жизни. С момента окончания войны другие провинциальные города также стали предпринимать усилия с целью собирать вместе побольше творений Пикассо и устраивать выставки или даже постоянные экспозиции. В небольшом городке Сере, где благодаря усилиям бывшего хранителя здешнего музея Пьера Брюна не угасала память о временах первоначального кубизма, посвятили специальный зал керамике и рисункам Пикассо и обзавелись новым хранителем — им стал старый друг Пикассо, Франк Авиллан. В дополнение к постоянным коллекциям было устроено несколько выставок в провинциальных галереях. В частности, в 1953 году это имело место в Лионе, а в 1957 так поступил Арль. За пределами Франции, особенно в тех странах, где закупка произведений искусства для музеев велась более щедро и приобрела по-настоящему широкие масштабы, в последние годы очень усилилась конкуренция. Картины кубистического периода уже довольно давно начали пользоваться там все большим спросом, а сопутствующее этому резкое повышение их стоимости за последние пятнадцать лет стал предметом зависти для всех спекулянтов. Некоторые картины указанного периода в момент написания данной книги стоят более чем в сто раз дороже их цены двадцать пять лет назад, а она, в свою очередь, и так уже приблизительно в десять раз превосходила сумму, которую заплатили за эти работы самому Пикассо в то время, когда они были написаны. Наибольшее количество его произведений приобрели Соединенные Штаты. Ни одна уважающая себя художественная галерея и никакая коллекция современного искусства во всем мире не вправе считать себя в должной мере полной без хотя бы одного образчика творчества Пикассо. Примечания1. Помимо занятий литературой, о чем говорилось ранее, он был также известным художественным критиком и как раз в это время (1947) выпустил фундаментальный труд о творчество Э. Делакруа, а впоследствии написал важные монографии, в частности, о Ф. Леже и M. Шагале. Был он также специалистом по испанской литературе и переводчиком Сервантеса. — Прим. перев.
|