а находил их.
Мадрид: «Молодое искусство»Пикассо возвращался в Мадрид, не будучи больше студентом; теперь это был молодой человек, который уже имел право рассуждать с авторитетностью знатока, побывавшего в Париже. В Мадриде он повстречал своего приятеля Франсиско де Ассиса Солера, с которым был знаком еще в Барселоне. Объединившись, они затеяли некий литературный проект, оказавшийся весьма недолговечным. Солер взял на себя роль литературного редактора, а сам Пикассо — миссию художественного редактора, и они дружно принялись за работу по созданию журнала, которому дали название «Arte Joven» («Молодое искусство»). Первый номер вышел в свет 10 марта 1901 года, и на его первой странице было заявлено: «Arte Joven — это журнал, который всегда будет искренним». Солеру удалось получить права на часть доходов от изобретения его отца — «электрического» пояса, который, по расчетам своего творца, должен был излечивать любые недуги. Средств, поступающих из этого живительного источника, было достаточно, чтобы начать выпуск журнала, но не для того, чтобы продержаться на плаву сколько-нибудь долгое время. В последнем номере, который появился в июне, было напечатано объявление о начале еще одного совместного издания под названием «Мадрид, заметки об искусстве»; анонс сопровождался рисунком Пикассо. К сожалению, эта идея так никогда и не дозрела до реального воплощения, поскольку к тому времени средства компаньонов исчерпались, и Пикассо, отказавшись от дальнейшего участия в проекте, возвратился в Барселону. Оттуда он вскоре поспешил обратно в Париж, отвечая тем самым на жалобы Маньяча, который в течение нескольких месяцев не получил ни единой из обещанных ему картин. Всего вышло в свет только пять номеров вышеуказанного журнала, обильно иллюстрированного рисунками самого художественного редактора. Этюдники, которые Пикассо с лихорадочной поспешностью заполнял рисунками в течение предыдущей осени в Париже и затем постоянно пополнял, служили неисчерпаемым источником иллюстраций, ставших обязательным украшением почти каждой страницы. В них повсюду царил стиль, напоминающий о Стейнлене и Тулуз-Лотреке. Были тут и два автопортрета, выполненных углем. На обоих Пикассо запечатлел свои длинные, неопрятные волосы и тощий, голодный облик. Засунув руки глубоко в карманы, он печально и вопрошающе глядит нам прямо в глаза. Открыто провозглашаемая цель «Молодого искусства» состояла в том, чтобы привить в Мадриде ростки каталонского движения модернистов. Поэтому их издание пошло по следам журнала «Кисть и перо», концепцию которого сформулировал Мигель Утрилло. Этот журнал также был богато иллюстрирован рисунками своего художественного редактора, Касаса. Однако теперь талантливые портретные зарисовки последнего, вызывавшие восхищение молодых модернистов, стали выглядеть банальными по сравнению с творениями его более молодого соперника. «Молодое искусство» характеризовалось и гораздо большим разнообразием тем. В нем можно было найти и карикатуры на друзей, в том числе моментальный эскиз всей честной компании, сбившейся в кучу наподобие заговорщиков, и еще один набросок, изображающий группу слушателей, которые внимают послеобеденным историям романиста Пио Барохи. Присутствовали тут и сценки, подсмотренные на улицах и в кафе, с чопорными дамами в муфтах и мехах, а также с цыганскими девушками или группами крестьян. На них было представлено все мыслимое многообразие женских типов: от идеализированной девственницы прерафаэлитов с цветами в волосах до реализма шлюхи, завернутой в несколько шалей и ожидающей клиентов в дверях своего убогого логова. Редакторы сохраняли близкую связь с Каталонией. Они опубликовали произведения Русиньола в переводе на кастильский, сопроводив их рисунком Пикассо, на котором сей высокочтимый поэт и живописец был изображен гуляющим в своем саду. Кроме того, в их журнале публиковались анонсы артистических событий, затевавшихся в таверне «Четыре кота». Тон был неизменно революционен. Материалы для публикации поступали не только из Каталонии, но и от писателей масштаба Мигеля Унамуно. Было напечатано открытое письмо Рамона Ревентоса интеллектуалам Мадрида, а также нигилистические по своей концепции статьи Мартинеса Руиса, который под лозунгом «убей законность» призывал воздерживаться от участия в выборах. «Молодое искусство» возвестило бунт нового поколения, гордившегося своим идеализмом и своей неистовой ожесточенностью.
|