а находил их.
Первые покровителиНесмотря на то что Пикассо упорно отказывался делать реверансы на публику, визитеры и коллекционеры из разных стран сами проложили тропинку в его мастерскую и начали покупать у художника самые последние плоды его неукротимой энергии. Среди тех, кому удалось отыскать убежище Пабло, были Лео и Гертруда Стайн, которых привел туда молодой писатель Анри-Пьер Роше. Стайны были американцами, недавно обосновавшимися в Париже. Они стремительно и со страстным нетерпением искали свой путь в мир искусства и литературы. Будучи проездом в Лондоне в 1902 году, Лео Стайн купил свое первое модернистское живописное полотно, принадлежащее кисти Филиппа Уилсона Стира. Вскоре после этого с помощью Бернарда Беренсона он обнаружил в галерее Воллара несколько холстов Сезанна и купил один пейзаж. Затем Лео Стайн получил еще большее удовлетворение, когда пополнил собственную коллекцию Ван Гогом и Гогеном. Почтив своим присутствием «Осенний салон» 1905 года, он оказался в достаточной мере дерзновенным, чтобы купить, с одобрения своей сестры, «блистательный и мощный» портрет кисти Матисса1. Эта картина стала мишенью для враждебных нападок критики, избравшей объектом своих насмешек группу картин агрессивного колорита, принадлежащих кисти таких живописцев, как Матисс, Дерен, Вламинк, Брак и другие, известных под кличкой «фовисты» или «дикие звери». Их метод заключался в том, что они свободно и несколько произвольно использовали чистые цвета, следствием чего явилось даже еще большее пренебрежение к форме, нежели это было в картинах их предшественников, постимпрессионистов. Их кипучая деятельность концентрировалась вокруг талантливого живописца Анри Матисса, который был старшим в этой молодежной компании и носил прозвище «le roi des Fauves» — король фовистов. На Стайнов произвели огромное впечатление творчество и индивидуальность Пикассо. Первая покупка, которую Лео совершил в лавке Кловиса Саго, заплатив 150 франков, была, тем не менее, сделана вопреки желанию Гертруды. Это был написанный в 1905 году большой вертикальный холст, в котором преобладали голубоватые тона. На нем изображалась юная девушка, державшая в руках корзину алых цветов. Однако при первом же посещении мастерской Пикассо Стайны истратили на его картины 800 франков — случай поистине беспрецедентный. Эти два восторженных исследователя диковинных красот были не только отважны в выборе картин, но также и чрезвычайно гостеприимны. В своих книгах Гертруда Стайн подробно описала дружеские вечеринки и обеды в их квартире на рю Флерюс, где на протяжении многих лет они с братом собирали замечательную компанию артистических талантов. Было бы правильно сказать, что почти все молодые поэты, живописцы и музыканты того блистательного поколения, которое в первые десятилетия XX века обживало Париж, понаехав туда со всех концов света, рано или поздно оказывались в гостях у Стайнов. Однако, несмотря на то что они в течение года с лишним покупали картины как Матисса, так и Пикассо, лишь осенью 1905 года эти два живописца впервые встретились под их гостеприимной крышей. Примечания1. Лео Стайн известен не только как брат Гертруды, но и как активный член тогдашней художественной «тусовки» и один из авторов либретто оперетты Франца Легара (1870-1948) «Веселая вдова» (1905). — Прим. перев.
|