(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

«Приклеенные бумажки» и возвращение цвета

Во время своего краткого пребывания в Сере весной 1912 года Пикассо сделал ряд рисунков углем, в которых он, чтобы обогатить содержание своей живописи, использовал заплаты, вырезанные из многоцветных узорчатых обоев XIX века, а также из обрывков газет. Брак одновременно разрабатывал то же направление, и с тех пор техника papier collé («приклеенных бумажек») начала свою головокружительную карьеру, распространившись на многочисленные и весьма разнообразные сферы, простирающиеся от поэтического коллажа, составленного из накладывающихся друг на друга изображений (это было изобретение Макса Эрнста и сюрреалистов), вплоть до коммерческой рекламы.

Вырезанный кусок бумаги — в том виде, в каком его использовали Пикассо и Брак, — наложил на них новые дисциплинарные ограничения и позволил обоим художникам вновь ввести в обращение — сперва весьма экономно — цвет.

Клочок цветной бумаги с его ясной и четкой плоскостной формой можно было использовать как самостоятельную единицу в общей композиции. Она могла играть свою роль в качестве заплатки, изображая тень, или создавать ощущение смены фактуры, или, если на ней были напечатаны слова, быть чем-то вроде визитной карточки либо этикетки на пачке сигарет. Вырезка способна была обогатить картину подобными ассоциациями, превращаясь в идеограмму либо оборачиваясь визуальной шуткой или же метафорой. Лишенный своего первоначального смысла и принужденный означать и описывать нечто иное, обрывок газеты мог сделаться тенью, человеческим телом или гитарой. Манипулируя нашими концепциями и нашими символами действительности, кубизм переводит абстрактные идеи в плоскость пластических искусств.

Цвет теперь вновь обрел свои утраченные права в качестве абстрактной ценности, а не как нечто принадлежащее объекту и, следовательно, становящееся жертвой формы и света. Цитируя Брака, «живопись воздействует независимо от формы... прежде цвет способен был давать ощущения, которые опрокидывали пространство, и именно поэтому я отказался от него... Импрессионисты... стремились выразить атмосферу, фовисты — свет, а кубисты — пространство... Поэтому необходимо было возвратить пространству цвет... Приспособление цвета к нашим нуждам пришло вместе с papier collé ... Таким образом, стало возможно явственным образом отделить цвет от формы и увидеть, что цвет независим относительно формы... Цвет действует одновременно с формой, но не имеет к ней ни малейшего отношения». Точно так же, как это стало впоследствии в абстрактной живописи, цвет являлся у Пикассо и Брака предметом восприятия и наслаждения сам по себе, но в то же время он должен был действовать одновременно с формой предметов как ее дополнение.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика