(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Синтетический кубизм

Я уже упомянул, что papier collé («приклеенные бумажки»), или коллажи, стали источником последующего развития новых методов кубизма. Благодаря использованию больших цветных поверхностей, вырезанных из бумаги, цвет вновь вернулся в картины в виде цветных заплат, что резко отличалось от цвета, внушенного чисто живописными средствами и созданного прикосновением кисти. Цвет долго продержали в резерве; тем большую значимость имели тонкие нюансы тона на протяжении всего аналитического периода — в силу присущего ему относительного дефицита цветности. Но теперь цвет должен был возвратиться — не для того чтобы отображать освещение или рельефную поверхность предмета, но ради удовольствия от ощущения цвета как такового. В большой картине Пикассо «Игрок в карты», написанной зимой 1913-1914 года, давние методы аналитического кубизма обрели новое дыхание, поскольку разбивка поверхностей теперь осуществлялась посредством обширных, заполненных цветом областей, каждой из которых придается особенное пространственное значение по отношению к соседним, и все они надежно вмонтированы в целостную трехмерную композицию. Арабески декоративных узоров, позаимствованных у обоев, раскрашены имитациями под дерево и мрамор.

Но дух «приклеенных бумажек», страстное желание возвратиться к материальному объекту как таковому и целиком включить его в картину, чтобы с удовольствием стать свидетелем метаморфозы, которую этот объект может претерпеть, имело и другие последствия. Процитируем Кокто:

«Он [Пикассо] и Жорж Брак, его товарищ по чародейству, заняты порчей простеньких вещиц... которые каждый из нас в состоянии отыскать на склонах Монмартра, — это модели, явившиеся исходной точкой и первопричиной их поэтических гармоний: готовые тесемки и ленточки, какие можно купить у торговца мануфактурой; поддельный мрамор и роспись под дерево, которыми разукрашены прилавки в барах; реклама абсента1 и плетеные циновки из липового лыка, копоть и сажа из разрушающихся домов, исчерченные мелом бордюрные камни, вывески табачных магазинов, где пара кальянных трубок наивно скреплена между собой лазурной лентой».

Хотя предпочтение отдавалось самым скромным вещам, теперь на службу этим алхимикам живописи надлежало поставить все материалы. Шелковый кошелек должен быть сделан из свиного уха. Волшебство заключается именно в том, чтобы придать ценность любому предмету, которым обычно пренебрегают. Какая добродетель может быть в том, чтобы смастерить золотой самородок из золота?

Однако переход от аналитического кубизма к синтетическому не был столь внезапным и резким. Уже в 1912 году в «приклеенных бумажках», созданных в Сере и Сорге, явственно просматривается предпочтительное использование обширных плоских поверхностей, но одновременно картины этого времени включают в себя объекты, трактуемые аналитически. На протяжении следующего года было выполнено множество работ, в которых оба этих стиля мирно сосуществуют бок о бок.

В то же время все выше ценится чувственное удовольствие, доставляемое осязаемой фактурой поверхности. Использование песка, налепленного на холст, содержит в себе приглашение коснуться шероховатых, ярко окрашенных поверхностей и получить удовольствие от самого факта их существования, совершенно не принимая в расчет какой-то их более глубокий и репрезентативный смысл. Кроме того, благодаря особому способу преломления света шероховатые поверхности образуют собой замечательный грунт для краски, которая лишь слегка наносится кистью.

Примечания

1. Абсент — крепкий спиртной напиток зеленого цвета с резким запахом, настаиваемый на полыни и других травах. Ранее был весьма популярен, что находит отражение и в творчестве Пикассо. Помимо не очень известного у нас «Стакана абсента» из крашеной бронзы, о котором довольно много говорится в данной книге, есть очень известная и любимая у нас картина «Любительница абсента» (1901) из Эрмитажа, а также всплывшая сравнительно недавно и ничуть не менее интересная работа того же года «Абсент», поступившая в Эрмитаж после второй мировой войны из такого не совсем привычного источника, как бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе. Что же касается настоящего абсента, то сейчас во многих странах производство этого напитка запрещено из-за его токсичности. — Прим. перев.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика