а находил их.
СредиземноморьеПосле посещения Биаррица летом 1918 года Пикассо, пожалуй, не провел ни единого лета, без того чтобы побыть у моря, — либо на побережье Бретани, либо, что случалось чаще, — на родном ему Средиземном море. Эти места, тогда еще не переполненные отпускниками, которые теперь в течение летних месяцев осаждают побережье буквально повсюду, были в ту пору убежищем, позволявшим уйти от фешенебельной жизни в Париже. Хотя многочисленные светские контакты доставляли ему удовольствие и льстили земной стороне его характера, ностальгия по более свободной, более богемной жизни того типа, который он знал и в которой до войны его воображение столь пышно расцветало, все-таки осталась. Даже Лазурный берег все еще продолжал в те годы оставаться немодным — даже летом. Берега и пляжи были почти пустынны, и Пикассо мог в полной мере наслаждаться освежающими и целебными дуновениями моря, а также спокойствием, испытываемым в обществе своей молодой жены и сына, которого она родила ему летом 1921 года. Он мог извлекать пользу из этой атмосферы, посвящая основную часть времени и размышлений своему творчеству. Первая после войны поездка состоялась летом 1919 года, и ее целью был Сен-Рафаэль. Пикассо остановился в большой гостинице, окна которой смотрели на море. В своем номере он написал несколько вариаций на тему, начатую еще в Барселоне. Так же, как Матисс поступал в Ницце, он использовал окно с его ставнями и балконом в качестве фона для предметов, видевшихся оттуда против света. Но в отличие от Матисса, вместо вызывающей атмосферы гарема с одалисками, возлежащими в прохладной тени, Пикассо поместил против света стол, уставленный знакомыми предметами вроде гитар, бутылок и фруктов1, и использовал распахнутое окно как театральный просцениум. Он продолжил всесторонне разрабатывать эти кубистические натюрморты и после своего возвращения в апартамент на рю ла Боэти. Они отличались от довоенных композиций главным образом трактовкой света, который теперь безудержно вторгался в них и освещал натюрморт таким образом, чтобы принадлежать и ярким цветным объектам, и безграничной глубине их фона. Кроме того, строго соблюдавшаяся в течение аналитического периода трактовка плоскости картины как непрерывной пустой поверхности, которая уже утратила свою безусловность во времена синтетического кубизма, теперь полностью уступила место использованию реалистического фона в виде моря или ломаной линии горизонта над парижскими крышами. Такое отречение от гомогенного, или однородного, кубистического стиля в пользу натюрморта и его фона подразумевало, что кубистическая и реалистическая трактовки объектов отнюдь не являются несовместимыми. Примечания1. Фрукты и на этом и на другом похожем виде из окна, написанном в том же Сен-Рафаэле, не очень-то просматриваются, зато на обоих бросаются в глаза ноты. — Прим. перев.
|