а находил их.
Глава 10. ЛуврРанним солнечным утром следующего дня четверка друзей лениво брела по правому берегу Сены, по улице Риволи, разглядывая окрестности на пути к Лувру. Компания остановилась для легкого завтрака в кафе у реки: дымящийся кофе с молоком, только что испеченные круассаны с маслом, разные сыры и джемы домашнего приготовления. Друзья легко и беспечно болтали, наблюдая за бесконечным шествием парижан, идущих на работу, за покупками или по каким-то другим делам. Карлос поднялся ни свет ни заря и тщательно занялся своим туалетом, суетясь и прихорашиваясь, как барышня. Он вытащил из шкафа всю одежду, какую привез с собой. — Надеть этот красный галстук или, может быть, голубой? Полосатые брюки или темно-синие? Как думаешь, Пабло? Котелок? А что ты скажешь о небрежном берете? Пабло, открыв один сонный глаз, промычал: — Карлос, еще очень рано. Почему бы тебе не пойти полуголым? В таком виде ты всегда приводишь девушек в трепет. — Я стараюсь произвести впечатление на Анну, а ты шутишь! Ладно, думаю, надену брюки в тонкую полоску и светло-голубую рубашку с красным галстуком! Voila!1 Пабло вздохнул. — Слава богу ! Карлос решил пощадить окружающих и надушиться. Ты пахнешь, как французский бордель. Пабло посмеивался, наблюдая, как друг пытается болтать по-французски. Надо не спускать с него глаз! Сегодня Лувр — прежде всего музей с богатейшей в мире коллекцией произведений искусства. Однако в свое время на протяжении почти семисот лет это здание было главной резиденцией королей и императоров Франции. Построенный вскоре после 1190 года королем Филиппом-Августом как оборонительная крепость, к XIV веку Лувр стал дворцом. Французские монархи жили здесь, пока двор не переехал в Версаль. И в качестве жилища королей Лувр был забыт. В 1793 году Лувр окончательно стал музеем, в котором должны были храниться и выставляться тысячи произведений искусства и памятников прошлого. Наполеон III завершил объединение дворцов Тюильри и Лувра, построив крыло Денон со стороны Сены и закончив крыло Ришелье со стороны улицы Риволи. В 1871 году дворец Тюильри сгорел. Вдоль авеню, ведущей ко входу в Лувр, выстроилась шеренга грязных нищих, которые спали на тротуарах в картонных коробках. Старый, изможденный, худой гитарист лет семидесяти протянул руку к Анне, но она, задрав нос, пренебрежительно отвернулась. Несчастные нищие, которые и не думали обижаться, сами оскорбляли и проклинали прохожих. Старик посмотрел на Пабло, тот запустил руку в карман и дал бедняге монетку. — Ну и глупо, — упрекнула художника Анна. — Мы научим вас, как здесь себя вести. Не балуйте их. Пабло смотрел на нее, не веря своим ушам. — Не баловать? Вы, должно быть, шутите! Девушка пожала плечами. — Нельзя раздавать деньги направо и налево, всем парижским нищим. — Вы говорите о них так пренебрежительно, будто это не люди. Карлос прислушался к разговору и согласился с Анной: — Пабло! Я думаю, Анна права. Ты не сможешь помочь им всем. Похоже, здесь нищих очень много. Пабло, разозлившись, вырвал свою руку из руки Анны. — В мире так много нуждающихся! Почему бы мне не помочь им, если я могу это сделать? Анна усмехнулась. — Пожалуйста, не нагоняйте на меня тоску. Испанец посмотрел на ее прекрасное бесстрастное лицо, начиная уже понимать, что имел в виду дон Луис, говоря, что «чувствует беду». А Анна, чуть подобрав юбку, пошла впереди, рядом с Карлосом. Приблизившись к Лувру, молодые люди были поражены размерами этого колоссального здания, построенного в стиле французского Возрождения. Сооружение разрасталось по мере роста королевских коллекций. Во время царствования Генриха IV была завершена Большая галерея, а в 1624 году Людовик XIII принял план Жака Лемерсье по расширению Лувра. В 1667 году Клод Перро спроектировал величественный восточный фасад, а коллекция в течение всего XVII столетия продолжала увеличиваться. Значительным добавлением к ней в тот период явились великие шедевры голландских и фламандских художников. К 1725 году Французская академия живописи и скульптуры сделала большую художественную выставку в луврском Салоне Каре, а школа, расположенная там, стала устраивать ежегодные салоны. Хайме купил входные билеты и повел всех к коллекции живописи Ренессанса. В большой, похожей на пещеру зале стояла маленькая группа людей, которым экскурсовод рассказывал о работах разных художников. Проходя по огромным залам, увешанным большими, в золоченых рамах, картинами XV века, Пабло и Карлос благоговейно рассматривали полотна, о которых прежде слышали и читали. Потом Хайме направился в другое крыло и повел за собой возбужденно обсуждавших что-то Пабло и Карлоса: их голоса гулко раздавались в длинных просторных залах. — В этом крыле выставлены испанские мастера. Говорят, это одна из лучших в мире коллекций испанской живописи. Друзья вошли в ярко освещенный зал, где оказались в окружении огромных холстов. — Веласкес... Гойя... Гонсалес... — называл Пабло знакомые имена. — Веласкес — вот истинный мастер! Он оглянулся на внимательно слушавших его спутников. — Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес был, возможно, величайшим живописцем из всех, когда-либо живших на свете. Он создал столько шедевров, сколько не написал ни один другой мастер за всю историю искусства. Веласкес был одним из благороднейших и уважаемых испанских художников и единственным истинным реалистом. Ни один живописец не превзошел его в умении ухватить сущность и характер натуры и запечатлеть их на холсте несколькими широкими, уверенными мазками. Кажется, его мужчины и женщины дышат, — говорил Пабло, — а его лошади полны сил и жизни. Он был живописцем из живописцев. Он повлиял на Франсиско Гойю, на Камиля Коро, Гюстава Курбе и Эдуарда Мане... Все великие живописцы были его учениками. На Хайме произвело сильное впечатление то, как глубоко Пабло понимает творчество Веласкеса. — Вижу, вы знаете своих соотечественников, — похвалил он Пабло. — Работы Веласкеса — это лучшее из всего, что я когда-либо видел. Вершина величия! Пабло весь так и сиял. — Но есть один художник, которого я здесь не нахожу, — заметил Карлос, оглядывая зал. — Кого же это? — спросил Хайме. — Эль Греко... — Эль Греко? Что это еще за имя? — спросила Анна, явно без особого интереса. — Это был греческий живописец, который приехал в Толедо в 1577 году, — объяснил Карлос. — Его настоящее имя — Доменикос Теотокопулос. — Эль Греко хорошо известен в Малаге, — добавил Пабло. — На самом деле он был одним из первых импрессионистов, это заметно по характеру мазка. — Эль Греко родился на Крите в 1541 году, — продолжал Карлос. — Это имя означает «грек» и указывает на его происхождение. Мало что известно о ранних годах его жизни и об учебе, но по его поздним работам видно, что на него оказал влияние поздневизантийский стиль того времени. Около 1566 года он ездил в Венецию и там учился у великих мастеров Ренессанса — Тициана и Тинторетто. — О Господи, откуда только вы все это знаете? — удивленно воскликнула Анна. — Я знаю еще больше, — засмеялся Карлос, старясь не упустить случай похвастаться. — Ну, говорите же, — взяв тон капризницы, кокетничала Анна. — Вам понравился мой ученый доклад? — Это было блестяще, но пока что достаточно. Вполне достаточно, — ответила Анна. Пабло покачал головой и обратился к Хайме: — Быть может, вашим импрессионистам Эль Греко знаком, но они не желают его признавать? — Возможно, вы правы. А разве нет иронии в том, что такой город, как наш, почиет на лаврах импрессионизма? — Я слышал, что импрессионизм получил здесь признание только в девяностых годах. — Так поздно? — удивился Карлос. — Думаю, кое-кому это течение очень мешало, — ответил Хайме. — Есть могущественные силы, которые боятся новых идей. Анна пожала плечами. — Я слышала, есть мнение, будто импрессионисты разрушили традиционную маньеристскую живопись. Карлос разочарованно опустил голову. — А чего еще можно ожидать от коварных критиков и от ханжей, которые правят искусством? Двигаясь дальше по испанской галерее, друзья останавливались то тут, то там, восхищаясь великолепными полотнами. Время от времени Карлос позволял своей руке легко опускаться на плечо Анны и касался щекой ее щеки, указывая на ту или иную работу. Анна смотрела в темные глаза Карлоса, и, казалось, его близость и бесстыдные знаки внимания доставляли ей удовольствие. Карлос склонился к девушке, понюхал ее душистые волосы и тихо шепнул ей на ухо: — Итак, чем столь прекрасная дама, как вы, занимается по вечерам? — Я думала, мы пришли сюда смотреть на картины. — Да, но вы невольно привлекаете взгляд. Анна мило улыбнулась. — Осторожно, дорогой, лесть может завести вас бог знает куда. Анна и Карлос уходили вдаль по огромным залам, звук их голосов стихал, и наконец от них осталось лишь далекое эхо. Пабло постоял, глядя им вслед, и когда парочка исчезла за углом, он только покачал головой. Примечания1. Вот! (фр.)
|